Большинство из нас — покупателей автомобилей — и вовсе не задумываются, в чей карман попадают в конечном итоге деньги, когда мы относим их к дилеру какой-то определенной марки. В конце концов, какая разница, кому они достанутся, ведь вы-то их уже лишились!
Но есть и другая сторона этого вопроса. Всеобщая глобализация, поглощение относительно небольших компаний крупными «акулами», тотальная тяга к объединениям, альянсам и прочим союзам так или иначе лишает нас той широты выбора, которая была, например, еще не так давно — в начале 90-х годов (не говоря уже о более ранних временах). Автомобили становятся похожими друг на друга, используют одинаковые платформы для разных брендов с целью максимального удешевления производства и более прагматичного распределения издержек.
Недавно покинувший нас великий американский менеджер автоиндустрии Ли Якокка когда-то говорил, что к началу XXI века на мировом автомобильном рынке останется лишь несколько действительно крупных игроков — корпораций и альянсов, которым будет принадлежать подавляющее большинство автомобильных брендов. Он оказался абсолютно прав. Именно на рубеже веков и чуть позже началась самая активная волна объединений, а также закрытий целого ряда компаний. Где вы теперь — Saab, Maybach, Pontiac, Mercury, легковые Isuzu, Hummer, Lancia и многие другие? Навсегда исчезли с карты мирового автопрома. Ну а кто же все-таки остался? Кто эти самые «крупные игроки»?
Проанализировав статистику за 2018 год, мы подсчитали, что 90% от всего годового объема продаж в 86 млн автомобилей распределили между собой всего… 12 компаний! Более половины всех проданных автомобилей — доля пяти крупнейших альянсов, которые находятся в топе этого списка — VAG, Toyota, Renault–Nissan–Mitsubishi, General Motors и Hyundai–Kia. Ниже вы найдете более подробную информацию об этих фирмах-гигантах.
12. BMW
- Страна — Германия
- Автомобильные марки — BMW, Mini, Rolls-Royce
- Количество проданных автомобилей в 2018 году — 2,49 млн
- Доля в мировых продажах — около 2,9%
Группа компаний BMW Group AG (Bayerische Motoren Werke AG) производит автомобили, мотоциклы и двигатели для них. Штаб-квартира находится в Мюнхене (Германия). С 1998 года английская компания Rolls-Royce Motor Ltd является структурным подразделением немецкой компании BMW AG. Немцы тогда выкупили Rolls-Royce за 430 млн евро. В 2000 году из-за регулярных убытков BMW продала подразделение Land Rover американской компании Ford (та в свою очередь продала LR индийской Tata в 2008 году), а производственные площади Mini перевел в отдельное, вновь образованное дочернее общество, которое и производит до сих пор возрожденные MINI. Сборочные производства BMW есть в Германии, России, США, ЮАР, Мексике, Венгрии, Египте, Индии и Китае.
11. Daimler
- Страна — Германия
- Автомобильные марки — Mercedes-Benz, smart
- Количество проданных автомобилей в 2018 году — 2,74 млн
- Доля в мировых продажах — около 3,2%
Штаб-квартира транснационального автомобильного концерна Daimler-Benz AG находится в Штутгарте. С 1998 до 2007 года на мировой автомобильной арене фигурировал альянс DaimlerChrysler AG, но в октябре 2007-го 80% акций Chrysler LLC было продано. После ликвидации в 2012 году возрожденного не так давно люксового бренда Maybach в портфеле Daimler осталось всего два бренда — премиальный Mercedes-Benz и городские «малыши» smart. В 2009 году было образовано СП Daimler и КАМАЗ (50/50). Производство легковых Mercedes-Benz налажено в Германии, Австрии, Египте, Венгрии, Индонезии, Малайзии, Мексике, России, Испании, ЮАР, Таиланде, США и Вьетнаме.
10. Suzuki
- Страна — Япония
- Автомобильные марки — Suzuki
- Количество проданных автомобилей в 2018 году — 3,21 млн
- Доля в мировых продажах — около 3,7%
Единственный в нашем обзоре независимый автопроизводитель, который вошел в эту дюжину по числу проданных автомобилей, — японская компания Suzuki со штаб квартирой в Хамаматсу. Она, кстати, третья по объемам продаж в Японии. Но основную «кассу» Suzuki делает за счет индийского рынка, где продает огромное количество своих автомобилей под маркой Maruti Suzuki. Производственные мощности компании расположены в Японии, но клоны японских моделей собирают и продают по всему миру. Например, SX4 в Европе — это Fiat Sedici, Alto — это Nissan Pixo, а Vitara — это Chevrolet Tracker в Америке, и список этот можно продолжать почти бесконечно.
9. Groupe PSA
- Страна — Франция
- Автомобильные марки — Peugeot, Citroen, DS, Opel
- Количество проданных автомобилей в 2018 году — 4,13 млн
- Доля в мировых продажах — около 4,8%
Groupe PSA (которая ранее называлась PSA Peugeot–Citroen) — второй по величине автопроизводитель в Европе со штаб-квартирой во французском Рюэль-Мальмезоне. С конца прошлого века PSA сотрудничала со многими автопроизводителями: с BMW — по бензиновым моторам, с Fiat — по коммерческим фургонам, с Ford — по дизелям, с Mitsubishi — по электрокарам, с Renault — по моторам и коробкам передач, с Toyota — по производству машин класса «супермини». В 2017 году PSA купила у General Motors бренды Opel и Vauxhall, которые, кстати, в первый же 2018 год под крылом французов показали прибыль! Автомобили для России выпускают на заводе «ПСМА Рус» под Калугой. В Аргентине PSA действует (совместно с Fiat) через компанию Sevel S.p.A., в Китае имеет совместное предприятие с Dongfeng Motor Corporation и еще одно с Changan, в Чехии — вместе с Toyota и в Иране — с Iran Khodro.
8. FCA
Groupe PSA (которая ранее называлась PSA Peugeot–Citroen) — второй по величине автопроизводитель в Европе со штаб-квартирой во французском Рюэль-Мальмезоне. С конца прошлого века PSA сотрудничала со многими автопроизводителями: с BMW — по бензиновым моторам, с Fiat — по коммерческим фургонам, с Ford — по дизелям, с Mitsubishi — по электрокарам, с Renault — по моторам и коробкам передач, с Toyota — по производству машин класса «супермини». В 2017 году PSA купила у General Motors бренды Opel и Vauxhall, которые, кстати, в первый же 2018 год под крылом французов показали прибыль! Автомобили для России выпускают на заводе «ПСМА Рус» под Калугой. В Аргентине PSA действует (совместно с Fiat) через компанию Sevel S.p.A., в Китае имеет совместное предприятие с Dongfeng Motor Corporation и еще одно с Changan, в Чехии — вместе с Toyota и в Иране — с Iran Khodro.
8. FCA
- Страна — Италия/США
- Автомобильные марки — Alfa Romeo, Chrysler, Dodge, Jeep, Maserati, Ferrari, Lancia, RAM
- Количество проданных автомобилей в 2018 году — 4,84 млн
- Доля в мировых продажах — около 5,6%
На восьмом месте нашего списка — весьма любопытное итало-американское объединение Fiat Chrysler Automobiles N.V. Группа была образована в 2014 году путем слияния. Компания зарегистрирована в Нидерландах, а новая штаб-квартира находится в Лондоне. В Европе концерн действует через подразделение Fiat Italy S.p.A., а за Океаном — через FCA US (ранее Chrysler LLC). У компании FCA есть 162 завода и 87 научно-технических центров, представительства в 40 странах, автомобили продаются в 150 странах, а дилерская сеть только в США насчитывает около 2600 салонов. И тем не менее концерн выставлен на продажу. Ранее предлагалось слияние и General Motors, и Volkswagen. Сейчас ведутся переговоры с китайскими инвесторами, среди которых Great Wall, DFM, Geely и GAC.
7. Honda Motor
- Страна — Япония
- Автомобильные марки — Honda, Acura
- Количество проданных автомобилей в 2018 году — 5,27 млн
- Доля в мировых продажах — около 6,1%
Honda могла бы стать в нашем списке еще одним соло-производителем, если бы не люксовый суббренд Acura, который был зарегистрирован в 1986 году. В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 в 2016 году компания Honda заняла 74-е место, в том числе 36-е по обороту, 132-е по чистой прибыли, 175-е по активам и 176-е по рыночной капитализации. Ну а в прошлом году японцы забрались на седьмую строчку мирового рейтинга по производству автомобилей и мотоциклов. Производственные мощности Honda есть в Японии, США, Канаде, Мексике, Британии, Китае, Турции, Таиланде, Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, Аргентине и Бразилии.
6. Ford Motor
- Страна — США
- Автомобильные марки — Ford, Lincoln
- Количество проданных автомобилей в 2018 году — 5,73 млн
- Доля в мировых продажах — около 6,7%
Первая компания из Америки со штаб-квартирой, естественно, в Дирборне, что под Детройтом, и сразу на шестом месте в нашем рейтинге — это Ford Motor Company, которая, впрочем, в последние годы переживает далеко не лучшие времена. Падение за прошлый год рекордное — минус 11%. Да и уход из России всех легковых моделей вместе с закрытием завода во Всеволожске случился явно не просто так. Еще не так давно Ford имел свое влияние в таких брендах, как Land Rover, Mazda и Volvo, но нынче у американцев остался лишь один суббренд — Lincoln, который производит luxury-автомобили, в основном для США. Но география производства Ford по-прежнему очень широка — Северная и Южная Америка, Европа, Австралия и Новая Зеландия
5. Hyundai–Kia
- Страна — Южная Корея
- Автомобильные марки — Hyundai, Kia, Genesis
- Количество проданных автомобилей в 2018 году — 7,51 млн
- Доля в мировых продажах — около 8,7%
На российском рынке концерн Hyundai–Kia — самый активный за последние годы. Сейчас корейцам принадлежит уже более 20% рынка у нас в стране. Но и во всем мире позиции их очень сильны — пятое место рейтинга продаж! История этого гиганта (именно объединенной компании) началась всего-то в 1998 году, когда Hyundai Motors поглотила старейшую корейскую компанию Kia. В 2015 году появился также люксовый суббренд Genesis. Штаб-квартира конгломерата находится в Сеуле, а заводы — в Южной Корее, России, Турции, Америке, Китае, Чехии, Индии и Бразилии.
4. General Motors
- Страна — США
- Автомобильные марки — Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC
- Количество проданных автомобилей в 2018 году — 8,79 млн
- Доля в мировых продажах — около 10,2%
Все еще ведущий американский производитель автомобилей и первый «монстр» нашего списка с долей рынка более 10%. Но по пути к этому, безусловно, почетному четвертому месту General Motors растерял огромное количество своих брендов: Opel, Saab, Hummer, Saturn, Pontiac, Oldsmobile, Plymouth, Holden… Сколько оригинальных автомобилей мы потеряли! В России GM теперь представлен только маркой Cadillac, Buick очень популярен в Китае, а львиная доля Chevrolet и GMC продается на внутреннем американском рынке. Штаб-квартира GM, конечно же, находится в Детройте, а производства есть абсолютно на всех континентах
3. Renault–Nissan–Mitsibishi
- Страна — Франция/Япония
- Автомобильные марки — Dacia, Datsun, Infiniti, Lada, Nissan, Mitsubishi, Renault, Samsung Motors
- Количество проданных автомобилей в 2018 году — 10,36 млн
- Доля в мировых продажах — около 12%
Самое крупное и «свежее» объединение за последние годы. В октябре 2016 года Mitsubishi Motors Corporation объявила о том, что Nissan Motor Co., Ltd. завершил сделку по покупке 34% акций MMC за 237 млрд японских иен и стал крупнейшим акционером компании «Митсу». В 2017 году альянс даже стал лидером по продажам первого полугодия, но в 2018-м занимает бронзовую ступень пьедестала с весьма увесистой долей в 12% рынка! У концерна есть производства во Франции, России, Японии, Индии и Бразилии. Контролирует деятельность альянса Renault–Nissan–Mitsubishi специальный новый орган — управляющий совет, в который вошли руководители всех трех компаний: Тьерри Боллоре (Renault), Хирото Саикава (Nissan) и Осаму Масуко (Mitsubishi). Возглавил новоиспеченную структуру Жан-Доминик Сенар, председатель совета директоров Renault.
2. Toyota
- Страна — Япония
- Автомобильные марки — Daihatsu, Hino, Lexus, Scion (закрыта в 2016 году), Toyota
- Количество проданных автомобилей в 2018 году — 10,52 млн
- Доля в мировых продажах — около 12,2%
В нашей стране широко известны только два автомобильных бренда, принадлежащих корпорации: Toyota и Lexus. Ну еще нам знакомы малотоннажные грузовички Hino. Напомним, что после того, как Тойота в 2005 году выкупила — кстати, все у того же GM! — часть акций Fuji Heavy Industries, она стала акционером Subaru (16,48 процентов). А вот марки Scion (закрыта в 2016 году) и Daihatsu нам почти неведомы, впрочем, и доля их в продажах корпорации совсем невелика: 8,1 млн машин из 10,5 млн было продано именно под брендом Toyota. Штаб-квартира компании находится в префектуре Айти, а производства есть по всему миру.
1. VAG
- Страна — Германия
- Автомобильные марки — Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, MAN, Porsche, SEAT, Scania, Skoda, Volkswagen
- Количество проданных автомобилей в 2018 году — 10,83 млн
- Доля в мировых продажах — около 12,6%
Внимание — гонг для победителя! Мировой чемпион по продажам автомобилей — немецкий концерн Volkswagen AG со штаб-квартирой в Вольфсбурге. Правда, тут стоит оговориться: в свою статистику VW включает также, в отличие от других концернов, полноразмерные грузовики Scania и Man. Именно благодаря такой «уловке» VAG и находится на первом месте. Без грузовиков его бы опередила Toyota. Активную скупку брендов VW начал еще в 80-х годах прошлого века. Первым стал в 1986 году испанский SEAT, а в 1991 году немцы купили чешскую Skoda. В 1998 году к портфелю добавились Bentley, Lamborghini (приобретена дочерней Audi) и Bugatti, а с 2009 года началась охота за Porsche, и к 2012 году VW стала материнской компанией. В 2009 году немцы выкупили контрольный пакет акций Scania, а в 2011 году — MAN. Также в 2011 году Audi приобрела мотоциклетную компанию Ducati Motor Holding S.p.A. В России производят автомобили марок Volkswagen и Skoda, а также грузовики MAN и Scania.