Найти тему
ARTLIFE MOSCOW

Интервью известного испанского художника Аурелио Родригеса

Испанский художник-самоучка Аурелио Родригес предпочитает всем художественным материалам масло, пастель и уголь и создаёт в смешанной технике невероятно реалистичные портреты и фигуративные картины, которые находятся в государственных и частных коллекциях многих стран на пяти континентах, украшают залы королевских домов Персидского залива и Северной Африки, регулярно выставляются в галереях Мадрида, Леона, Брюгге, Дюссельдорфа и многих других городов Европы. В эксклюзивном интервью для ARTLIFE ACADEMY он поделился особенностями творческого пути, своим отношением к плагиату в искусстве, секретом успеха и отношением к созданию картин на заказ.

Аурелио Родригес.
Аурелио Родригес.

ARTLIFE ACADEMY: Откуда вы родом, связана ли ваша семья с искусством?

Аурелио Родригес: Я родился в Андалусии, на юге Испании. У моего отца был небольшой строительный бизнес, а художников в семье не было. Я увлекся живописью в школе, когда был ребёнком. И после окончания средней школы решил, что дальше буду совершенствоваться в мастерстве самостоятельно.

AA: А что, на ваш взгляд, ключевое для художника-самоучки?

АР: Талант, конечно. Он необходим. И ещё огромная вера в себя и любовь, даже страсть к тому, что ты делаешь. Иначе просто не хватит сил постоянно совершенствоваться и учиться новому.

AA: Что вам больше всего нравится в искусстве?

АР: Для меня главное — это возможность выразить себя через живопись, отразить своё мировоззрение. Я люблю искусство и не представляю другого способа выражать себя, кроме как через создание картин.

AA: А каким было ваше первое соприкосновение с искусством? Чьи картины вас затронули, помните?

АР: Да, конечно. Я был в музее Прадо в Мадриде и увидел картины Гойи и Веласкеса. Это произвело неизгладимое впечатление и повлияло на всю мою дальнейшую жизнь. Больше всего меня вдохновляют мастера прошлого, но и некоторые современные художники нравятся. В любом случае, я считаю, что весь визуальный опыт обогащает художника и затем трансформируется в его собственную живопись.

AA: Что бы вы сказали себе, если бы была возможность вернуться в тот момент?

АР: «Будь оригинальным нон-конформистом, не подстраивайся ни под чьи интересы!»

Аурелио Родригес.
Аурелио Родригес.

AA: Что вы расцениваете как ваше главное достижение в жизни на текущий момент?

АР: То, что я зарабатываю любимым делом — живописью — на жизнь, и мне не приходится разделять мою страсть с другой работой, которая меня кормит.

AA: А если бы вы могли встретиться с любым художником, когда-либо творившим на Земле, кто бы это был и о чём бы вы его спросили?

АР: О, конечно, Леонардо да Винчи! Я бы спросил его о его изобретениях, о том, как ему удавалось настолько мастерски владеть таким огромным количеством техник живописи и не только.

AA: Как вы относитесь к конкуренции среди художников? Сталкивались ли вы с плагиатом?

Конкуренция всегда была, если посмотреть на историю искусства. Это — просто данность в искусстве, точно так же как в политике, спорте, нашей социальной жизни. Это просто — часть жизни, с этим нужно научиться существовать и не придавать этому большого значения. Она всегда была, есть и будет. Главное — просто быть на своём месте и делать то, от чего горят глаза.

Что касается плагиата, но нужно понимать, что всегда есть люди, которые вдохновляются чужими работами. Это нормально. Но часто в силу неуверенности в себе или недостаточно развитого воображения они держатся слишком близко к чужим идеям вместо того, чтобы трансформировать их через собственную призму в своё произведение. От плагиата, на мой взгляд, невозможно защититься. Но в каком-то смысле, если тебя копируют, если ты вдохновляешь других, — это даже хорошо. Это значит, что ты сам достиг определенного мастерства. Я отношусь к этому так.

AA: Поделитесь секретом вашей неиссякаемой жизненной энергии. Что вдохновляет вас на творчество?

АР: В повседневной жизни меня очень вдохновляют путешествия. Обожаю посещать новые страны, знакомиться с культурами разных народов мира. Я — заядлый путешественник, и посетил уже более 40 стран, среди которых: Танзания, Оман, Китай, Камбоджа. Эти четыре страны оставили самое сильное впечатление. Там потрясающие люди, природа и еда.

Кроме того, я люблю музыку разных жанров. Сейчас мне нравится работать под тяжёлый рок 1970-х и 1980-х годов.

Но вообще меня вдохновляет ощущение завершённой картины, поэтому вопрос сонастройки себя с творческим процессом — это просто о твоей личной ответственности прежде всего перед собой и приверженности ежедневной работе за мольбертом.

AA: А у вас есть любимое время дня для работы?

АР: Чаще всего я работаю по вечерам или даже ночью. Но, как говорил Пикассо, «аппетит приходит во время еды, а вдохновение — во время работы!»

Аурелио Родригес.
Аурелио Родригес.

AA: Что такое успех для вас?

АР: Успех — это просто наслаждаться тем, что делаешь, и дарить радость другим людям. Я думаю, любой художник, который посвятил искусству свою жизнь, уже является успешным.

AA: Что для вас самое главное в творчестве?

АР: Главное – быть честным с собой в живописи и иметь возможность транслировать моё видение мира через картины. Всё остальное — надуманное.

AA: Если бы вам оставили только один художественный материал, что бы вы выбрали? Почему?

АР: Какой сложный выбор! Но, пожалуй, я бы оставил пастель, потому что для меня это — самый чистый и честный материал в том смысле, что он позволяет взаимодействовать с ним через непосредственный телесный контакт. Когда ты используешь масло, акварель, между тобой и материалом всегда стоят вспомогательные инструменты. С пастелью такого нет: ты рисуешь руками, ты буквально пальцами ощущаешь его мягкость, податливость, чувствуешь, как твоя рука проводит по бумаге каждую линию, рисует каждый волосок, каждую пору на коже. В гиперреализме такой контакт очень важен. Поэтому да, я бы оставил пастель, она для меня вполне может заменить все другие материалы.

AA: У вас бывает «отпуск»? Что вы любите делать в свободное от живописи время?

АР: Да, конечно. Художнику очень важно давать себе отдых и быть настолько свободным и независимым, насколько это возможно. С одной стороны, конечно, некоторое принуждение в живописи присутствует. Но никогда нельзя принуждать себя слишком сильно. Порой отдых нужен каждому человеку, а когда ты занимаешься творчеством, — особенно. Мой идеальный сценарий отпуска довольно банален — я просто люблю путешествовать вместе с женой, открывать новые страны, напитываться новыми впечатлениями, которые затем я отражаю в своих картинах. Если нет возможности куда-то уехать или просто нужна передышка, мне нравится слушать музыку, смотреть спортивные соревнования, фильмы, сериалы. Просто переключиться на что-то, чтобы дать голове отдохнуть.

AA: Вы помните вашу первую проданную картину? За сколько её купили, что вы чувствовали тогда?

АР: Конечно, и очень ясно. Первую проданную работу купили в галерее, это был сюрреалистичный портрет обнажённой женщины. Сейчас уже не вспомню цену и свой гонорар, но в тот момент я чувствовал себя самым счастливым человеком на свете.

AA: Как вы считаете, должен ли художник следовать определенным трендам в плане живописи, изучать, что сейчас пользуется спросом? Или важнее просто следовать собственному видению, чувству, а покупатель всегда найдется?

АР: Нет, нет и ещё раз нет. Меня не заботят тренды в чём бы то ни было. Я считаю, что создавать картину, чтобы она подходила под чьи-то занавески — это дорога в тупик. Художник всегда должен быть любопытным, любознательным, постигать новое и транслировать это через живопись. Только тогда она будет востребована. А если гнаться за чужими вкусами, очень легко потерять себя и так ни к чему и не прийти.

Аурелио Родригес.
Аурелио Родригес.

AA: Сталкивались ли вы с тем, что бывает сложно назвать цену за свои работы? Что помогло вам преодолеть чувство неловкости?

АР: Да, в самом начале было некомфортно, потому что сам факт того, что мои картины кому-то нравятся и кто-то хочет купить их за любую цену, приводил меня в восторг. Но затем я начал сотрудничать с галереями, и этот вопрос решился сам собой. Сейчас я знаю, сколько стоит мой труд, я знаю свой уровень, поэтому считаю, что стоимость моих работ более чем обоснована. Но это приходит с опытом. В начале, конечно, сложно себя оценить.

AA: Что для вас важнее: процесс создания картины или сама картина, конечный результат?

АР: Это хороший вопрос. Одно без другого невозможно, поэтому и процесс, и результат важны. Но здесь секрет вот в чём: чем лучше ты в процессе, тем лучший результат получаешь в итоге. Так что процесс всё же важнее.

AA: Спасибо! Последний вопрос: что бы вы посоветовали начинающим художникам, которые ищут своё место в мире искусства?

АР: Просто будьте собой. Если вы встали на этот путь, просто делайте хорошо своё дело. Будьте честными. Всё остальное придёт в своё время. Главное — иметь талант, совершенствовать навыки и очень много трудиться.

Если вам близка живопись художника и его подход к созданию произведений искусства, вы можете обучиться созданию портрета и натюрморта пастелью в технике гиперреализма на мастер-классах Аурелио Родригеса, которые он проведет 25 и 31 октября в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в рамках Международного фестиваля современного искусства ARTLIFE.

Познакомиться с программой мастер-классов и приобрести билет можно на официальном сайте фестиваля.