Сначала ребёнок не умеет ничего. Даже в игрушки играть! Какими бы они не были: модными, развивающими, интерактивными, суперспортивными, ребёнок всё равно в них играть не умеет. Ему показать надо, научить, инструкцию вслух прочитать. Ну если ребёнок уже грамотный, то можно его самого заставить читать инструкцию, а пока малыш маленький - маме и другим значимым взрослым приходится его обучать элементарным вещам: крутить юлу, собирать пирамидку, катать машинку, пинать мячик, лепить куличики из песка. Малышу это интересно, нравится, если по возрасту и потребностям происходит. Он «познаёт окружающий мир через игровую деятельность». И хорошо если игрушки подобраны по возрасту, а не по надписям на упаковке. Надписи, далеко не всегда, соответствуют индивидуальным темпам развития конкретного ребёнка. И хорошо если родители показывают малышу как обращаться с игрушкой, а не просто высыпают машинки с пистолетиками в ящик для игрушек. И здорово, если у малыша есть время играть, когда взрослые не отвлекают его своей не игровой деятельностью.
Мир-то ребёнок познаёт, не смотря ни на что! Это мы, взрослые, ограничиваем его познание игрушками, загоняем его творческий потенциал в рамки удобной нам игры. А ему абсолютно без разницы мозайку по полу рассыпать или макароны. Это в том случае, когда мама находит время поиграть с ним в мозайку, что-то там складывает из неё, картинки какие-то показывает, без разницы. А если только макароны варит, а мозайкой пытается «откупиться», то макароны будут ребёнку гораздо интереснее и привлекательнее. В крайнем случае, он выберет удачный момент и попытается «сварить» мозайку, так как будет её воспринимать как «заменитель макарон»: у мамы взрослые макароны, а у ребёнка детские - мозайка. Но взрослые-то «игры и игрушки» гораздо интереснее «детских заменителей»! Поэтому мамы в декрете часто пишут о том что ребёнок любит играть с бытовыми предметами и кухонной утварью.
Повторяя за взрослыми, дети изучают быт, нравы и обычаи, порядки и законы физики, вырабатывают социальные навыки, вливаются в общество. До определённого этапа (а если не отбивать интерес к исследованиям, то навсегда) у ребёнка вызывает жгучий и неподдельный интерес любой «новый» предмет в чужих руках. Даже если это обычные макароны, просто в пачке с новым дизайном. Даже если дома есть такой же мячик, но другого цвета. И вот тут я начинаю удивляться.
Хожу с сыном гулять в «места массового скопления детей». Время выбираю когда народу поменьше, но потом детей всё равно становится много. Я старательно «собираю информацию», анализирую её и «делаю выводы». Заинтересовался сын рисованием мелом на асфальте - я тут же перерыла всю квартиру, нашла ведро мелков, оставшееся от аналогичного увлечения дочерей и теперь всегда ношу в сумке мелок: на случай если вдруг сыну порисовать захочется. Или вот песочницей он заинтересовался - при оказии купили ведро с совочком и формочками и берём с собой на прогулку. Вернее, не «берём», а «беру». Потому что сын единственное что уверенно и каждый раз с собой тащит - это машину.
Машина, вобщем-то обычная. Детская. Коляску мне таскать лень по лестнице каждый раз. Сидит он в ней не охотно, а весит она много. «Прогулочные» лёгкие коляски я не люблю. А вот машина для нас - в самый раз! И лёгкая, и залезает/вылезает он в неё сам, и к двери перед прогулкой волочёт без напоминаний. Когда покупали, я пожалела денег и купила «попроще», так как не была уверена в её необходимости, удобстве и активном использовании. С надёжностью у неё всё в порядке: тринадцатилетняя дочь садится и машинка выдерживает, колёса на ходу не отваливаются. А вот музыкальное сопровождение «подкачало»: она умеет сиреной выть и какую-то непотребно-шумную мелодию выдавать. Пришлось покупать отдельную колонку, по размеру «грузового отсека» и возить её с собой. Колонка, соответственно IP67, на случай залития компотом и прорезиненная, на случай внезапного падения. Сын знает что колонка его, достаёт её, кладёт, включает, выключает, периодически пытается прицепить за карабин к моим джинсам (её так лучше слышно), одним словом - охотно и самостоятельно ей пользуется.
Музыка - да, с моего телефона идёт. Разная музыка. Обычно «поток дня» включаю в Яндекс-Музыке. На детской площадке, когда окружающие мамашки особо нервно косятся на наш «Владимирский централ», уступаю «общественному мнению» и включаю нейтральные детские песенки.
Я думаю, Вы уже поняли что гуляем мы шумно, весело, во всеоружии по безлюдным местам.
И вот на этих самых детских площадках попадаются нам иногда другие дети. Всякие разные. Дошкольники без присмотра, малыши под контролем, подростки-переростки и всякие другие «штатные единицы». Мы, со всем своим «скарбом» вызываем неизбежный интерес, даже иногда любопытство. Дети подходят, в зависимости от возраста воспитания и социальных навыков, берут, вопросительно смотрят, спрашивают разрешения взять поиграть.
Сын привык что в игрушки с ним играют. Не родители, так старшие брат и сёстры. Берут, показывают что и как можно делать, обучают игре в тот или иной предмет. Поэтому на то что его игрушки берёт кто-то другой пока смотрит благосклонно и с интересом: а вдруг какую новую «опцию» привычной игрушки продемонстрируют? Я, соответственно, обычно разрешаю поиграть чужим детям в наши игрушки. Иногда устанавливаю рамки, например «с площадки не увозить», но в целом спокойно и доброжелательно реагирую.
Чужие мамы по разному себя ведут. От полного безразличия, до «не трогай чужое!». Как они своих детей воспитывают - это их дело. Я не лезу к чужим мамам со своими ценными советами, мне хватает своих «полигонов для проверки воспитательных методик». Но бывают моменты, которые западают в душу.
***
Пришли мы на детскую площадку. Один малыш подошёл клаксон на нашей машине нажал, другой руль покрутил... А потом пришёл большой мальчик. Лет 8 на вид. И вежливо попросил разрешения покататься. Очень вежливо и проникновенно. В крепости машинки я уверена, поэтому разрешила погонять на ней по площадке. Мальчик удивился, но на машинке уместился. Не сразу, правда - боковинки ему пришлось отстегнуть. Даже попросил меня сфотографировать его на этой машинке на его телефон. Катался, веселился, пару раз уехать и показать её друзьям порывался, что я пресекла. Мальчик вполне приличный: чисто и аккуратно одет, с поясной сумочкой, в которой вполне приличный смартфон, модный поп-ит и какая-то игрушка (на мой не искушённый взгляд - нога от робота, но она явно во что-то самостоятельное трансформируется). Сын мой на него как-то нервно косился, хотя признаков недовольства не выказывал. А мальчик вещал, болтал, врал, сочинял, фантазировал, рассказывал и «пускал пыль в глаза». Почему-то мне казалось что «детское фантазёрство» несколько раньше заканчивается. Но я не знаю условий жизни и уровня развития этого мальчика, поэтому какие-либо выводы делать не могу. Может быть его никто не слушает, из-за чего дефицит общения образовался? Или может быть я в определении возраста ошиблась?
Он говорил что в детстве у него такая же машинка была. Спрашивал какой марки эта машина (раз 5). Говорил что у него в детстве был Мерседес, Фольцваген, Гелентваген (почему-то он его отдельной от Мерседеса маркой счёл), БМВ, Вольво и что-то ещё. Видимо просто все известные ему марки называл. Спрашивал про подсветку. У нашей машинки только габариты с кнопки на торпеде включаются (как у «взрослых» отечественных автомобилей) и я ему это продемонстрировала. Тогда он стал рассказывать что у него в детстве и с подсветкой машинка была и моргала и сверкала и сиреной выла. Насколько я поняла, это всё делали его разные машинки. Про сирену я пожала плечами: у нас тоже есть и показала на какую кнопку нажать. Диалогу завывание сирены мешает, поэтому к активному использованию демонстрация не привела. Ему явно поговорить надо было, а не шуметь.
Периодически этот мальчик отъезжал от меня и демонстрировал функции машинки другим детям на площадке. Судя по всему, знакомым. Но не найдя в их лице достойных слушателей, возвращался ко мне. А я-то с сыном гуляла: на качелях его качала, с горки скатится подталкивала, в песке порыться призывала. То есть на «своей волне» пребывала и рассеяно кивала на многословные рассказы чужого мальчика.
Когда очередная попытка «угнать» машинку с площадки с треском провалилась, он уныло побрёл пешком «позвать друзей», чтобы им тоже показать это чудо техники. Тут-то мой сын и проявил свой «собственнический характер»: запрыгнул в машину и начал руками показывать во все стороны сразу "мама, валим отсюда, пока этот узурпатор не вернулся!". Пришлось переходить на другую площадку и тихо догуливать там.
***
Утром рано, пока никого нет гуляли на площадке. Музыка «не детская» из колонки играет. Сын на каруселях накрутился, с горки накатался, залез на лазилку, слез обратно и устал. На лавочку передохнуть сел. Заодно с комментарием «папа-папа» стал мой телефон из сумки извлекать. Намекнул что не плохо бы созвониться.
Набрали, сидим болтаем по видеосвязи. Тут на площадке появляется новый персонаж. Мальчик, годам примерно к двум по возрасту, на позитиве - улыбается всё время, и тянет свою маму к нашей машинке. Я, как обычно, благосклонно улыбнулась, покивала в том смысле что можно её посмотреть/потрогать/поиграть, папе пояснила что соратник по играм на площадке появился и даже к нашему транспорту интерес проявляет.
Мы со своим папой доболтали, трубку положили и машинка внезапно запела голосом Высоцкого. Колонка музыку с моего телефона играет поэтому, на время разговора, воспроизведение приостанавливается. Мальчик аж замер от восторга. Мама его тоже «сильно удивилась», мягко говоря. Во избежание недоразумений я включила «нейтральные» детские песенки, которые на детской площадке обычно всех устраивают.
Мальчик пару кругов машинку покатал, под чутким контролем своей мамы, а потом что-то пошло «не так»: она взяла его на руки и стала от машинки уносить. Как же горько ребёнок заплакал!!! Я её, как смогла, убедила что нет необходимости его так огорчать. Машинка детскую игру выдержит, не сломается. От возможных травм и падений она его вполне сбережёт. Интереса малыша минут на 15 хватит, а восторгу у него на полдня. Вобщем, уговорила. Выпустила его мама ещё машинку покатать. Я права оказалась: он ещё немного покатал нашу машинку со счастливой улыбкой на лице, да сам в песочницу ушёл, без слёз и обид. Сын мой в каком-то меланхоличном настроении был, скорее всего от начинающейся жары: по лавке ёрзал и ни на «домой», ни на «играть», ни на «другую площадку» энтузиазма не проявлял. Так что его совершенно не трогала эксплуатация его автотранспорта посторонними пользователями.