По просьбе одного из читателей канала подготовил данный материал.
Для российских любителей и профессионалов в сфере железнодорожного транспорта название Щербинка говорит о многом, ведь здесь находится главный испытательный полигон России (ВНИИЖТ), здесь обкатываются новые серии локомотивов, вагонов, МВПС. Но подобное кольцо имеется и в Чехии, известной своим машиностроением. В годы социализма Чехословакия поставляла в разные страны бывшего соцлагеря электровозы, маневровые тепловозы и иную технику, кроме того железнодорожный транспорт развит собственно на территории бывшей Чехословакии. Чехословацкие (не буду делить чехов и словаков) конструктора создавали разные серии железнодорожной техники. Но ведь ее тоже надо где-то испытывать и обкатывать.
Для этих целей существует железнодорожный испытательный полигон Велим (чешское Velim), расположенный в окрестностях города Церхенице, поэтому имеет еще альтернативное название Железнодорожный испытательный полигон Церхенице (Cerhenice). Полигон был открыт в 1963 году силами Организации сотрудничества железных дорог и ныне подчиняется Железнодорожному научно-исследовательскому институту (VUZ). Состоит из двух кольцевых линий, протяженностью 13,276 км и 3,951 км соответственно. Помимо двух замкнутых колец имеются подъездные ветки. Малое кольцо расположено внутри большого. Ширина колеи стандартная европейская 1435 мм. Линия электрифицирована на разные системы тока и напряжения, 3 кВ "постоянки", 1,5 кВ "постоянки", 25 кВ "переменки" (частота 50 Гц), 15 кВ "переменки" (частота 16,7 Гц). Также имеются участки с третьим контактным рельсом на напряжение 0,75 кВ (можно испытывать метровагоны). Наличие возможности питания подвижного состава от разных напряжений и родов тока позволяет испытывать подвижной состав для разных стран Европы. На большом кольце ограничение скорости достигает 210 -230 км в час, на малом – 90 км/ч.
Географически полигон расположен недалеко от столицы Чехии, Праги, всего в 50 километрах от нее, рядом с железнодорожной линией Прага-Колин. Помимо Церхенице рядом находятся город Подебрады и села Велим (отсюда одно из названий испытательного кольца), Врбова Лхота, Ратенице, Пнов-Предхради, Клипец. Интересно, что внутри испытательного кольца расположен целый населенный пункт – село Соколец.
Полигон оснащен различной тестовой аппаратурой, позволяющей проводить испытания, замеры, анализ результатов. Здесь имеются цеха и стационарные стенды для различного рода механических и динамических испытаний конструкций и деталей, цеха для подготовки подвижного состава и различные внутренние службы. Подстанция на полигоне не преобразовательная, а трансформаторная, что позволяет проводить испытания на электромагнитную совместимость. Имеются подразделения, испытывающие подвижной состав, приходящий со всей Европы. Дело в том, что это уникальный для стран ЕС полигон, он самый большой по протяженности и по максимальной допущенной скорости. Надо заметить, что на кольце проводятся испытания только лишь подвижного состава.
Железнодорожному научно-исследовательскому институту запрещено участвовать в разработке подвижного состава в сотрудничестве с какими-либо фирмами, организация является независимым экспертом в оценке подвижного состава.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из свободного доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала о железных дорогах Чехии и Словакии:
Электровоз серии 230 — чехословацкий аналог ЧС4
Чехословацкая электричка серии 460
Полуэлектричка/полутрамвай в горах Словакии