Найти тему
Кино Приморья

Эстетика плёнки: превосходство и слабые места

В современном мире практически каждый может достать телефон, снять видео и тут же смонтировать его. Но остались ли те, кто выбирает съемку на плёнку? И есть ли вообще у неё перспективы?

На самом деле, не стоит раньше времени хоронить плёнку. Кинопленка всё ещё выпускается и, что самое интересное, остается востребованной. Хотя кинотеатры, показывающие кино с плёнки, практически исчезли. А любой снятый на пленку фильм переводится в цифровой формат.

Во Владивостоке не так много людей, которые снимают на плёнку, и, скорее всего, их можно назвать романтиками кинематографа. Попробуем разобраться, что ими движет и что делать, если вы вдруг захотите к ним примкнуть.

Павла Битюкова можно назвать любителем-реставратором кинохроник.

- Я давно снимаю на фотоплёнку. Использую советские объективы на японской технике. Много техники досталось мне от отца и деда, которые были фотографами.

Сам я оцифровал несколько материалов из походов владивостокского туристического клуба спелеологов, который имеет очень большой архив. Получилось несколько небольших роликов.

Из походов туристического клуба

Я искал различные варианты. Ради интереса я взял проектор, разобрал его, что-то переделал и стал понемногу оцифровывать. Но это очень трудозатратный процесс. И если серьезно этим заниматься, то стоит обратиться в специальные фирмы, которые сейчас существуют, и сделают всё намного быстрее и качественнее.

Так выглядит процесс оцифровки

Мне самому интересно посмотреть наши старые фильмы в другом формате. Зачастую это получается совсем другой фильм. Знаю, что не так давно оцифровали «Сталкер» Тарковсого, но пока мне ещё не удалось его увидеть.

Напомним, советский фантастический фильм-притча “Сталкер”, вышедший на киностудии «Мосфильм» в 1979 году по оригинальному сценарию братьев Стругацких, снимался на киноплёнку Kodak, которая в советское время была дефицитом и отпускалась только избранным режиссёрам.

Александр Борисов профессионально занимается производством видеоконтента, а съёмку на плёнку считает хобби.

- Прежде всего, плёнка для меня инструмент, который позволяет создать атмосферу в кадре. Но я считаю, что такая работа нужна под конкретную художественную задачу. Хотя у плёнки, конечно, есть своя особая магия.

Сам я всегда испытывал интерес к плёнке ещё со школьных времён, фотографировал на плёнку. Сначала появилась 16-миллиметровая камера, потом проявочный бачок. А потом на

барахолках нашёл и плёнку. И с тех пор занимаюсь разработкой оборудования под оцифровку.

На сегодняшний день у меня есть несколько работ сделанных на плёнку. Это небольшие зарисовки, клипы, но было и несколько постановочных съёмок.

К примеру, вот одна из первый съёмок на цветную плёнку, которую я проявлял самостоятельно в домашних условиях.

В следующей работе на плёнку дублировали основную камеру. Получилась картинка в стиле 80-х.

Один из роликов был снят на просроченную 16-милиметровую плёнку. Её срок годности вышел в 86ом году. Поэтому видео имеет такой странный цвет.

Тестирование камеры 35мм.

Я считаю, что в России заниматься съёмкой на плёнку довольно сложно, потому что просто нет условий для этого. Проявлять цветную плёнку в домашних условиях очень сложно. Нужно соблюсти много условий. Всё-таки для таких вещей нужна лаборатория.

Единственная официальная лаборатория на сегодняшний день - это “Мосфильм”, хотя есть, конечно, так называемые “кустарщики”.

Приведу пример: расчет для хронометража - 5 минут, из расчета, что отснимем мы материала примерно на 15 минут, может стоить порядка 60 тысяч рублей. Только сама пленка, 2 банки по 120 метров - больше сорока тысяч.

И ещё хочу обратить внимание, что в съемках на пленку, если мы снимаем по сценарию, рекомендуется использовать кинохлопушку для маркировки снимаемых кадров. Потом проще будет их идентифицировать на пленке, особенно дубли. Для репортажной съемки это не требуется.

И всё-таки, несмотря на сложность работы с плёнкой, люди не теряют к ней интерес и сегодня. И таким образом каждый раз получают очень интересный опыт, хотя и могут столкнуться с некоторыми трудностями, выбирая эту технологию.

Материал подготовлен редакцией портала "Кино Приморья" www.kinoprim.ru
Текст: Елена Кищик