Листал на днях Youtube.
Начал смотреть интервью с "Капюшоном". Потом отвлёкся на какой-то другой клип, где один поцанчег из Кэрпинен читал рэп. (Я бывал в Кэрпиненах. Одно из самых больших сёл РМ: четыре школы, две церкви, вещевой рынок по выходным. По крайней мере, так было в далёком 96-м).
Внезапно, в тексте промелькнуло слово "клакэ" и меня накрыло волной воспоминаний из далёкого, приднестровского детства.
Думаю, как минимум 80% населения и Румынии, и Молдавии знают, что это такое. Я имею в виду коренного населения.
Специфика Молдавии такова, что большая часть современных горожан - выходцы из крестьян или горожан в первом поколении.
Сельские традиции, обычаи, ритуалы - это не что-то отдалённое, вычитанное в книжках по этнографии. Это реальные события, которые многие ещё застали и в которых успели поучаствовать. Ну, или успели поучаствовать их родители...
Среди таких традиций - клака (здесь с "а" на конце, потому что с опредeлённым артиклем ;-)) - одна из самых... одна из самых-самых.
Короче - это пример самоорганизации и взаимопощи сельской общины. Самые распространённые виды клаки, в которых я лично участвовал - это строительство домов и сбор урожая. Происходило это обычно следующим образом. Семья, которой требуется провести за кратчайшее время огромный объём работ, который ей (семье) не под силу, приглашает всех своих родственников и знакомых в день "Х" на своего рода субботник. Участие - абсолютно довровольное. С организаторов причитается кормёжка.
Чаще всего (точнее ежегодно) доводилось ходить к нанашулам на сбор черешни. У них было около десяти огромных черешневых деревьев. Участие детей очень приветствовалось, так как лестниц не хватало, а дети могли достать ягоды с самых высокорастущих веток.
У нанашула была старая Волга, которую он забивал до отказа черешней, да ещё и на багажник на крыше и в прицеп укладывал, по-моему, до 15 яблочных ящиков (те, что по 30-33 кг) и ехал на Киев.
Дальше и дольше ехать было рискованно. Черешня начинала преть. По этой же причине, собирать её надо было как можно быстрее. Что мы и делали.
Но делали мы это не молча, скрипя зубами. Весь процесс превращался в праздник. Праздник общения. Все шутили, разговаривали, что-то рассказывали, иногда, хотя и очень редко, пели песни (такое хоровое пение, во время работы, пробирало до слёз...)
Нередко приходилось ходить на клаку по строительству домов. Особенно, потолки "заливать". Точнее замазывать. Потому что из глины, на досочно-камышёвой арматуре :-).
Вот, как-то так...
А вчера, прежде чем взяться писать, решил уточнить в словаре значение слова "клакэ". Захожу я в DEXonline. Читаю первое значение - вкратце, - что-то типа "барщины". Читаю второе значение:
коллективый, добровольный труд, уделяемый крестьянами с целью взаимопомощи, который сопровождается или за которым следует небольшое гуляние, шутки, рассказы.
И в конце приписка: происходит от болгарского тлака.
У меня аж глаза на лоб полезли. Сразу в голове щёлкнуло, и начал вспоминать все краткие, архаичные формы славянских существительных, которые до сих пор используются в румынском: праг (порог), глас (голос), драг (дорогой) и т.д.
Это что же получается? Получается, что ТЛАКА - это ТОЛОКА?
Вбил в Google "толока значение" и ... вот оно чё, оказывается, Михалыч!
Вот откуда у ТОЛОКИ ДЗЕНА ноги растут!
работа крестьян сообща, форма деревенской взаимопомощи в России, на Украине, в Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литве. Её организовывали в деревне для выполнения срочных работ, требующих большого количества работников: сбор урожая, вырубка леса, сооружение домов и т. д. Иногда толоку использовали для проведения общественных работ (строительство церквей, школ, дорог и т. п.).
А сегодня, с утреца, собрался с мыслями и написал то, что вы только что прочитали.
Всем спасибо за внимание
Не болейте.
With love from Romania.