Завтра уже наступило?
Почти сто лет прошло со дня, когда Уинстон Черчилль сказал: «Через полвека мы больше не будем выращивать целого цыпленка, чтобы съесть только крылышки и грудку. Подходящие для еды части будут выращиваться в специальной среде». В сроках великий политический деятель основательно промахнулся. Политикам вообще свойственно ошибаться в сроках, даже великим. В СССР вот тоже коммунизм не наступил к 1980 году, как ожидалось...
Но в главном Черчилль был прав: идея о выращивании мяса в искусственных условиях зрела давно. Например, ученые из НАСА работали над этой проблемой, чтобы обеспечить космонавтов будущего возобновляемым в условиях полета источником мяса. А позднее энергично подключились экологи-активисты и вегетарианцы, ратующие за сокращение вреда, наносимого природе промышленным животноводством и протестующие против убийства животных из этических соображений.
Причем речь мы ведем не о продуктах, имитирующих мясо и изготовленных из растительного белка. Этого добра на рынке уже полно: вы можете попробовать растительные гамбургеры в нескольких системах быстрого питания, купить растительное мясо в торговых сетях — в отделах продуктов для вегетарианцев и веганов. Растительная имитация мяса отличается от оригинала по многим параметрам, начиная от состава и заканчивая вкусом и консистенцией.
Настоящим прорывом стал бы выход на рынок продукта, аналогичного тому, который получают от настоящих коров, свиней, птицы. Но выращенный не на живом организме, который для получения мяса сначала нужно лишить жизни, а в биореакторе, с использованием живых клеток, взятых единожды от живого животного нетравматичным методом, и специального питательного раствора.
Денег в разработку такого мяса уже вбухано немерено. Первый образец искусственной говядины весом всего около 40 г стоил более миллиона долларов. Следующие кусочки индейки и курицы — сотни тысяч долларов. Многие исследователи проблемы признавались, что не раз были на грани того, чтобы опустить руки и отказаться от идеи, настолько все оказалось сложно.
Судите сами.
Помимо клеток, получаемых от молодого животного в фазе активного роста, нужна подходящая питательная среда и субстрат, на котором исходные клетки могли бы формировать структуру. Структура нужна, чтобы мясо походило на настоящее мышечное, иначе потребителю оно не понравится.
За структуру отвечают клетки другого типа, и их тоже следует добавить.
Чтобы мышца росла и правильно структурировалась, ее необходимо «упражнять», то есть, как минимум, растягивать и сжимать, имитируя работу настоящей мышцы.
Необходимо обеспечить доставку питательных веществ к каждой из исходных клеток, что затрудняется по мере роста объема культуры. Именно поэтому, кстати, искусственное мясо чаще всего представляют в виде фарша. Потому что выращивание почти настоящей мышцы — дело еще более дорогое и хлопотное.
Чтобы продукту был свойственен характерный вкус и запах, в нем должны присутствовать и жировые, и соединительные клетки, и множество веществ, которые в живом организме попадают в мышцы естественным путем. А в искусственных культурах их еще нужно как-то добавить, соблюдая все тонкие соответствия.
В августе 2013 года экспертам был представлен гамбургер из мяса, выращенного в пробирке группой ученых из Университета Маастрихта. Эксперты продегустировали образец перед телекамерами, и забраковали, признав его слишком сухим, слишком обезжиренным, и безвкусным.
Но уже через семь лет, в 2020 году в Сингапуре поступила в продажу курятина, выращенная в биореакторах компании Eat Just.
А в июне текущего года в израильском городе Реховот заработало промышленное предприятие, способное выпускать ежедневно 500 кг искусственного мяса — курятины, баранины и свинины, а в ближайших планах в ассортименте появится и говядина. Специалисты компании утверждают, что «мясо» в биореакторах, работающих по оригинальной запатентованной технологии, растет в 20 раз быстрее, чем мясо на живых животных. При этом за счет изменения состава питательной среды можно изменять пищевую ценность продукта. Подобная фабрика выбрасывает в атмосферу на 80% меньше парниковых газов, потребляет на 95% меньше воды, которой на планете становится все меньше, и на 99% меньше земли, чем при традиционном птицеводстве или животноводстве.
Генеральный директор предприятия особенно подчеркивает тот факт, что речь не идет ни о каких генных модификациях: в структуру генома никто не вмешивается, клетки являются аналогичными тем, что первоначально берут у живых здоровых животных мясных пород. И даже питательная среда состоит из тех же веществ, которые получает живое животное. Но самое интересное для потребителей — цена продукта. Искусственная куриная грудка от израильских производителей стоит в десятки тысяч раз дешевле первых образцов, цена уже вполне конкурентна и составляет около 4 долларов за грудку. И это не предел: ожидается, что по мере совершенствования и развития технологий цена еще будет снижаться.
А вот российским исследователям получить подобный результат пока не удается, хотя работы ведутся уже несколько лет. Но мы упорные и не сдадимся, потому что за мясом из пробирки — большое будущее. Возможно, оно не заменит полностью мясо настоящее, и не вытеснит полностью животноводство. Но нагрузку на экологию может снизить очень существенно. Да и этическая составляющая тоже важна для многих. Мясо, которое никогда не бегало, не мычало, не смотрело в глаза человеку, съесть проще, чем полученное традиционным, и — увы! — негуманным способом.
А вы готовы перейти на потребление искусственного мяса вместо натурального?