Найти тему
PLATFORMA MEDIA

Чат суда: почему стоит выбирать выражения в переписке в мессенджерах с клиентами и и контрагентами

Популярные мессенджеры — не только удобное, быстрое и относительно конфиденциальное средство коммуникации. Еще пару лет назад судья при рассмотрении дела с большой долей вероятности отказался бы изучать содержимое чатов, но в последнее время переписки все чаще становятся ключевыми доказательствами, рассказывает в колонке для Forbes старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрей Кузьмин

С перепиской в мессенджерах WhatsApp, Telegram, Viber связано несколько заблуждений.

  • В общественном сознании переписка в мессенджере воспринимается как замена устному общению. Но это не так. Общение в мессенджере состоит из полноценных письменных сообщений.
  • Переписка в мессенджере ни к чему не обязывает. В большинстве случаев это так и есть. Но в деловой переписке все чаще наоборот: сообщения имеют значение.
  • Переписка полностью конфиденциальна и никто не привяжет ее к конкретным лицам. С каждым днем сделать это все проще. Более того, раскрыть переписку может любое лицо, которое имеет к ней доступ. И ее подтверждение и признание всеми участниками необязательно.

Поэтому проблемы чаще всего связаны с тем, что некоторые сообщения направляются неосознанно, без понимания последствий, которые они могут повлечь. Также последствия влечет делегирование различных коммуникаций сотрудникам. Их неконтролируемая переписка с клиентами или контрагентами может иметь правовой эффект.

Бизнес использует мессенджер в форме диалога, группы, бота, реже канала. Чаты могут создаваться для текущей рабочей переписки по всевозможным вопросам, под конкретный проект или договор, для поддержки пользователей или как самостоятельный инструмент оказания услуг.

С точки зрения закона, чат в мессенджере может рассматриваться как юридически значимые сообщения, с которыми закон или договор связывают конкретные последствия.В суде такие чаты могут рассматриваться как доказательства.

Обычно к ним в таком случае предъявляются следующие требования:

  • Возможность идентифицировать участников переписки. В подавляющем большинстве случаев для этого используются телефонные номера;
  • Принадлежность номеров конкретным лицам. Для этого подойдут сведения сайтов, договоров, регистрационных данных номеров или наличие истории переписки по аналогичным вопросам;
  • Относимость к предмету спора. Из переписки должно быть понятно, что она относится к спорному случаю, договору или транзакции.

В результате у этой медали две стороны. При отсутствии контроля переписка может повлечь убытки и дополнительные риски. Но если компания регламентирует переписку, это позволит упростить, ускорить, удешевить коммуникацию и совершение транзакций.

Когда переписка имеет значение

Согласование переписки в мессенджерах как официального способа коммуникации
Стороны в договоре сами могут определить, каким образом они направляют друг другу информацию, письма и уведомления. В том числе они могут выбрать WhatsApp, Telegram, Viber для обмена всеми или какими-то определенными сообщениями (например, только для передачи результатов работ в электронном виде). Одновременно стоит определить конкретные номера или группы, которые должны использоваться при переписке.

Но если в договоре нет такого пункта, либо установлена переписка по электронной почте или письменно — это не значит, что суд автоматически сочтет переписку в мессенджере недействительной. Все чаще встречаются решения, где суд делает вывод, что стороны своим поведением поменяли канал официальной коммуникации на мессенджер. Например, если одна сторона отправляла что-то другой, а другая отвечала, давала обратную связь или направляла документы.

Поэтому чтобы переписка в мессенджере случайно не превратилась в официальную, необходимо дополнительно установить правила в компании, по каким рабочим вопросам и с кем допустимо общаться в компании.

Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»