Появившаяся в 1796 году вакцина предупреждала заболевание оспой. Уже в 1807 году прививка от оспы в Баварии стала обязательной, а потом примеру последовали и другие страны. Благодаря решению всех стран ввести обязательное оспопрививание, сегодня эта болезнь ликвидирована на всем земном шаре. Но вакцинацию население встречало по-разному. Например, вооруженными восстаниями, как в Бразилии.
Бразильское вооруженное восстание 1904 года называют «вакцинным бунтом»: тогда решение правительства привить население в обязательном порядке спровоцировало погромы, беспорядки и попытки государственного переворота, сообщает портал Мел.фм.
Бразилия получила независимость от Португалии в начале XIX века. Одна из крупнейших стран мира по площади и населению, весь XIX век она бурно развивалась, ее экономика росла. Рио-де-Жанейро, столица и самый богатый город страны, быстро увеличивался в размерах. Финансисты и предприниматели обживали роскошные пригороды, строили в них дворцы и усадьбы, а в центре по-прежнему существовали трущобы. О канализации и водоснабжении тут только слышали, вода не соответствовала санитарным нормам, мусор не вывозили, а по узким грязным улицам носились бездомные собаки. В Рио регулярно возникали очаги туберкулёза, кори, тифа, проказы, жёлтой лихорадки, свинки, ветрянки, бубонной чумы и оспы.
На то чтобы в городе вспыхивали заболевания, были и социальные причины. В Бразилии отменили рабство, и большой поток переселенцев, бывших рабов, хлынул в города. А также — мигранты из Португалии, Италии и Японии.
Это отталкивало туристов — пароходные туры из Европы в Аргентину больше не останавливались у берегов Рио, а у города появилось прозвище «кладбище иностранцев». В 1902 году новый президент Бразилии Франсишку Родригеш Алвеш решился навести порядок в столице.
Родригеш Алвеш не боялся браться за сложные проекты: он был губернатором сложного штата Сан-Паулу и министром финансов страны. В Рио он учился, и когда, став президентом, вернулся туда, город поразил его грязью и неустроенностью. Президент объявил кампанию «Рио цивилизуется».
Для начала стоило избавиться от трущоб — и для этого мэром города назначили Перейру Пассоса — инженера, который участвовал в османовской реновации Парижа. Париж тут не случаен: концепция нового Рио состояла из идеи сделать из него «тропический Париж». Для этого в городе запустили программу «Сноси всё» — почти все трущобы следовало снести, а местных переселить за город. Город потихоньку начинал меняться в лучшую сторону.
Второй частью кампании было обеспечить наконец прививками население, чтобы остановить непрерывные эпидемии.
Обязательную для детей вакцинацию от оспы ввели в 1837 году, а для взрослых — в 1847-м. Правда, никого не прививали: сначала не хватало вакцины, потом случилась революция. Когда в 1903-м министром здравоохранения стал доктор Освалду Крус, эпидемическую ситуацию решительно стали улучшать.
Начали с желтой лихорадки, самой большой беды города: Рио поделили на десять районов, в каждом открыли санитарную станцию, и их сотрудники начали бороться с комарами и москитами, разносившими заразу. Дома окуривали для борьбы с комарами — делали это насильно, и люди не понимали зачем.
Затем взялись за чуму: стали уничтожать крыс, а насквозь прогнившие дома сносить. В городе росло недовольство: домовладельцы склонялись к мнению, что власти стремятся поднять цены на жилье. Для сноса зданий и борьбы с крысами стали привлекать солдат. В конце концов решили приняться за оспу.
Освалду Крус, как и Перейру Пассос, стажировался в Париже — в Институте бактериологии имени Луи Пастера. Он был убежденным сторонником вакцинации. Президент Алвеш, мэр Пассос и министр Крус выступали за принятие парламентом закона об обязательной вакцинации. Закон прошел все согласования и был утвержден сенатом. В 1904 году власти Рио ввели обязательное вакцинирование всех детей и некоторых категорий взрослых (военные, молодожены, путешественники).
Правительство оставило за собой право вводить обязательную вакцинацию по географическому признаку — в том или ином районе.
Учиться в школе или устраиваться на работу стало возможным только для привитых. Было анонсировано: работники санитарных станций станут вместе с полицией проникать в дома и насильно прививать жителей города.
Когда объявили обязательную вакцинацию, против нее в бразильском обществе сплотилась огромная коалиция: оппозиция, профсоюзы, религиозные общины и простые жители. Была создана «Лига против вакцинации». В прессе появлялись статьи о том, что вакцина от оспы вредна, а обязательная вакцинация нарушает права граждан.
Ходили разные нелепые слухи, у людей росли страхи перед вакциной. Газеты писали, что вакцины распространяют заразу, отравляют детей и вызывают разрушительные последствия для здоровья.
До начала вакцинации горожане в целом были довольны тем, как идут изменения: бродяг в центре Рио стало меньше; огороды исчезли с улиц, а мусор начали вывозить. Даже свиньи, бегавшие по переулкам, куда-то пропали. Вышел указ, запрещающий плеваться в общественных местах.
Баррикады против прививок
Закон об обязательной вакцинации против оспы в Рио вступал в силу с 11 ноября. «Лига против вакцинации» готовилась к этой дате: начались собрания, и после одного из них несколько ее сторонников сцепились с полицией и попали в участок. «Лига» начала осаждать отделение, в которое забрали смутьянов, и пошла на штурм. Антипрививочники схлестнулись в уличных боях с полицией, и по городу поползли слухи, что людей хватают на улицах и тащат в полицию прививать силой. Бои шли с участием конных частей.
12 ноября, после выхода закона, Рио восстал. «Лига против вакцинации» участвовала в строительстве баррикад, город погрузился в анархию — завязались перестрелки на улицах, начались забастовки в порту, на различных стройках: везде, где шли градостроительные работы. В город ввели войска.
Общественный транспорт перестал работать. Бунтовщики из «Лиги» громили и поджигали правительственные здания. Некоторые районы города, например Маленькая Африка, населенный афробразильцами, стали полностью неуправляемыми. Район Сауди даже вывесил красный флаг «Порт-Артур» — как и российские войска, державшие в это время оборону от японцев в Русско-японской войне.
До 14 числа Рио был парализован: военные охраняли полицейские участки, основные коммуникации и президентский дворец. Оппозиционные военные поддержали бунт, привлекли к нему одно из кадетских училищ, и только благодаря тому, что не все военные восстали, власть удалось удержать, а зачинщиков арестовать.
17 ноября власти были вынуждены отменить обязательную вакцинацию против оспы, и город постепенно стал успокаиваться. Некоторые кварталы, как и настоящий Порт-Артур, пришлось брать с моря, и брать с боем. К 18-му числу восстание завершилось.
По сообщениям разных историков, в ходе «вакцинного бунта» пострадало до сотни человек, а погибло, по разным оценкам, от 12 до 65. Бунтовщиков ждали аресты (Задержали около тысячи человек, половину отпустили), иногда депортация. Военных, изменивших присяге, судили, а самое главное — план модернизации города провалился.
Обязательная вакцинация от оспы в 1904 году была отменена, и, когда в 1909 году случилась очередная эпидемия болезни, от нее погибли более девяти тысяч человек.
Международное медицинское сообщество в целом признало заслуги министра здравоохранения Бразилии Круса в организации вакцинации и с симпатией отнеслось к его усилиям остановить распространение болезни. В 1907 году XIV Международный конгресс по гигиене и демографии в Берлине наградил его золотой медалью. Сегодня имя Освальдо Круса носит Федеральный терапевтический институт Бразилии.