Я закончила ВШЭ летом 2020, получив красный диплом бакалавра Истории. А ниже моя личная история. Эти 4 года были как сериал. Даже лучше. Может быть, поэтому я так мало читала художественной литературы и не посмотрела ни одного сериала, почти не ходила в кино. Я всегда буду помнить. Это счастливое студенчество.
Хотя с одногруппниками у меня сложились скорее нормальные рабочие отношения, но все они очень разные и потрясающие люди, с которыми мы поддерживаем связь и профессиональное общение. Этто люди со знаниями восточных языков, помимо европейских, широкой эрудицией в разных сферах, задатками будущих ученых. Кроме того, в группе оказались будущие сомелье, повара, комики и даже программист.
Я запомню всё, что связано с нашим экологическим клубом Зелёная Вышка. Всё, что связано с каждым проектом, с каждым зелёновышкинцем - я никогда не думала, что смогу привлечь столько людей с эко идеями, многие смогли реализовать свои идеи - например, пикет против животных у цирка, месяца веганства, уроки по раздельному сбору отходов в рамках БЖД для 500 первокурсников, вегетарианское меню в столовых, баки для раздельного сбора макулатуры и ПЭТ бутылок во всех корпусах и общежитии.
Буду помнить всё, что было вне Вышки, это масса конференций - экологических и исторических. Это восторги от того, что что-то получается, и это растёт. Это безумный восторг от массы эмоций, приключений, любви к английскому и страсти уехать на очередной проект очередную школу.
Честно, я жила от школы до школы. По приезде из Бельгии я уже через месяц знала, что поеду в США, в Дартмуте мне пришло сообщение о том, что я прошла на украинско-беларуско-немецко-российскую школу в Грузии, на пути из которой я получила сообщение о том, что поеду в Германию... Эти школы не то, что думает тот, кто на них не был. Это не то, что кажется - это когда люди собираются вместе, и им реально всем интересно то, что происходит. Это самые лучшие люди, которых я встречала.
В Вышке нам так же повезло с преподавателями. Их стало меньше, к сожалению. Но социология и научно-исследовательские семинары с Александром Чащухиным, философия и Memory Studies, государство и церковь в России у Алексея Каменских, семинары по Руси и все пары по социальной истории с Владиславом Шабалиным, история культуры и преподавание истории в школе с Анной Кимерлинг, сравнительная история империй с Юрием Василенко, все пары с Виталием Мингалевым и Андреем Сметаниным, History of Literature с Иваном Авраменко это супер! Спасибо декану Динаре Гагариной за поддержку и готовность реально что-то менять (например, по моей просьбе была введена целая дисциплина экологической истории прямо на следующий год и был приглашён специалист с международным признанием).
Учеба в Вышке была благотворным взрывом мозга, вмещающего теперь несколько точек зрения (методологий), это было переоткрытие исторических процессов, порой слепо заученных к ЕГЭ (привет историко-культурному стандарту), деконструкция того, что нас окружает, от наций до моделей поведения. А ещё, конечно же, несколько языков, любовь к которым привила Вышка (английский, латынь, немецкий, украинский и беларусский - для исследований), и тонны переваренной информации.
Non scholae, sed vitae discimus (лат.: «Не для школы, а для жизни мы учимся»)!