В этом году в Калмыкии Үрс Сар начинается 12 мая. Этот священный для калмыков праздник длится целый месяц, в течение которого принято соблюдать пост. Корреспонденты «ТОДО медиа» побеседовали с Ах багш централизованной религиозной организации Буддистский союз Калмыкии Дорджи Цереном Багш и основателем студии йоги «Сиддхи» Дольганом Зургадаевым и узнали, почему в Үрс Сар недостаточно просто отказаться от мяса и какие есть версии появления праздника.
Как появился Үрс Сар?
Үрс Сар (ойрат. «ᡉᠷᡉᠰ ᠰᠠᠷᠠ» [ ürüs sara ]) или, как его еще называют, «месяц 100-тысячекратного увеличения» примечателен тем, что именно на него приходятся главные события в жизни Будды Шакьямуни: в 15 день этого месяца по лунному календарю он родился, затем в разные периоды своей жизни достиг просветления и ушел в Паринирвану. В текущем году этот день приходится на 26 мая.
Церен Багш сообщил, что существует несколько теорий возникновения праздника Үрс Сар. «Үрс Сар - совпадение двух ярких событий. Во-первых, в этот месяц родился, достиг просветления и ушёл в Паринирвану Будда Шакьямуни, во-вторых, издавна именно в это время калмыки кочевали с зимнего стойбища на летнее. В настоящий момент праздник Үрс Сар больше воспринимается как буддийский, поскольку калмыки уже не кочуют», - считает сам Церен Багш.
Весьма неоднозначен и вопрос этимологии названия праздника. Что же означает «Үрс Сар»? В некоторых источниках можно встретить следующие варианты: от слова «(ү)үр» - гнездо, друг; «үрн» - плод; а также сокращение от персидского праздника Навруз (новруз, науруз - от перс. نوروز - "новый день") – праздник Нового года (21 марта) по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов, который в последнее время приобрел значение праздника весны и обновления.
Церен Багш в свою очередь полагает, что праздник взял своё название от травы «үрс», которая очень распространена в калмыцкой степи и активно цветёт именно в этот период: «Это растение похоже на гвоздику и имеет голубой окрас».
Для чего в Үрс Сар соблюдают пост?
Дольган Зургадаев ещё с 2003 года отмечает Үрс Сар и рассказал, почему этот праздник так важен для него:
«Үрс Сар - это месяц благих деяний и отказа от всех неблагих действий - как телесно, так и умственно. Именно этот месяц является благим началом для того, чтобы поменять своё мышление в лучшую сторону.
Получив опыт одного месяца, надо стараться всегда следовать учению Будды. А Будда наставлял нас добродетели и состраданию. Для меня этот месяц прежде всего возможность полностью посвятить себя духовной практике. В этом году будет мой 18-й пост, основное внимание я уделяю «очищению» тела, речи и ума».
В последние годы в Калмыкии набирает популярность тенденция держать пост во время священного месяца. «В летнее время калмыки больше переходили на молочные продукты, так как из-за жары употребление мяса было затруднительным для организма.
Но если человек говорит: «Я способен обойтись без мяса», и таким образом возвеличивает себя, то его «благость» не идёт ему на пользу. Настоящий пост - это пост ума, осознанности и нравственности.
И, если даже человек отказался от мяса, это не значит, что он отказался от еды. Ваш пост действительно будет иметь пользу только в том случае, если он посвящён благим намерениям», - поделился Церен Багш.
Как держать пост?
Дольган поделиться с «ТОДО медиа» своим опытом соблюдения поста:
«Во-первых, я отказываюсь от любого мяса и не ем яйца, во-вторых, после 14:00 я не принимаю пищу. Кстати, учеными доказано, что если мы контролируем себя в еде, то в целом можем контролировать свои желания. В священный месяц я стараюсь делать простирания, обходы вокруг ступ, Хурула, читаю молитвы и буддийскую литературу».
Рацион Дольгана в период поста в основном состоит из овощей и риса, а так как переход на животную пищу достаточно непрост, обычно его пост завершается осенью. Он отметил, что главный смысл поста состоит не столько в ограничении еды, сколько в самоконтроле и благих намерениях.
ПРАВИЛА СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТА
от Дольгана Зургадаева:
- Отказ от любого мяса, яиц;
- Отказ от спиртных и одурманивающих веществ;
- Отказ от болтовни;
- Отказ от приема пищи после 14:00 (для тех, кто имеет соответствующий опыт и не имеет медицинских противопоказаний (т.е. «здоров»)
Священный месяц Үрс Сар нужно посвящать духовной практике и делать упор на накоплении заслуг. Считается, что результаты благих деяний в эти дни увеличиваются в сто тысяч раз. Воздержаться от совершения неблагих деяний можно, следуя 8 обетам:
1. Не убивать, как непосредственно, так и косвенно.
2. Не воровать и не брать вещи без разрешения их владельца.
3. Не вступать в сексуальные отношения.
4. Не лгать и не обманывать других.
5. Не употреблять вещества, содержащие интоксикацию: алкоголь, табак и наркотики (за исключением чисто медицинских целей).
6. Не есть больше одного раза в день. Допускается один прием пищи до полудня, и через полчаса после его прекращения прием пищи считается законченным. В остальное время вы можете пить легкие напитки, кроме не разведенного цельного молока и фруктового сока с мякотью. Также избегайте «черной» пищи: мяса, яиц, лука, чеснока и редиски.
7. Не сидеть на высокой дорогой кровати или высоком сиденье с гордыней. Не сидеть на шкурах животных.
8. Не пользоваться косметикой, духами и не носить драгоценности. Не петь, не танцевать и не играть на музыкальных инструментах (не слушать музыку) с привязанностью.
Однодневные обеты Махаяны предполагают соблюдение восьми правил моральной дисциплины и в первый раз принимаются от Наставника. После этого вы можете выполнять эту церемонию перед образом Будды. Для принятия обета Церен Багш советует обратиться к монахам, которые могут рассказать и показать всё, что нужно знать:
«Вера в учителя поддерживает человека, который принял обет. В сложный момент ему будет на кого опереться».
Дольган рассказал, что обычно принимает обеты самостоятельно дома перед алтарем или перед любым другим священным местом: «На самом деле, это можно сделать в любом месте, главное — мотивация и обращение к трём Драгоценностям - Будде, Дхарме и Сангхе. Добавлю, что в этот месяц с практикой добродетели, мы очень сильно меняемся. Без изменений действия пусты, либо практика «поверхностна». Также мы должны не просто меняться, а пытаться становиться лучше».
Как говорит Церен Багш, в Үрс Сар можно читать любые мантры, ведь «буддизм не ограничивается ничем и никем». Самое главное, чтобы ваше намерение было чистым, тогда эго не вырастет еще больше, отмечает собеседник “ТОДО медиа”. В священный месяц очень полезно собираться вместе всем родным: «Если целый род соберётся и сделает обряд в этот месяц, то будет хорошо».
Кроме того, Церен Багш поделился напутствием для всех калмыков:
«Не забывайте, кто вы. Оставайтесь самими собой. Самоидентичность играет очень важную роль. Помните, калмык - тот, кто знает свой родной язык, культуру и традиции. Саморазвивайтесь».
В Центральном хуруле Республики Калмыкия «Золотая обитель Будды Шакьямуни» пройдут праздничные молебны и ритуалы, посвящённые празднованию Үрс Сар (с 12 мая по 10 июня):
16 мая (5 лунный день) – Һал тәклһн
20 мая (8 лунный день) – ритуал Мандал Шива (Молебен-обращение к Зеленой Таре)
26 мая (15 лунный день) – ритуал Менла Дочог (Молебен-обращение к Будде Медицины)