Данные приводят аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Ориентируясь на данные ФНС и ЕГРЮЛ, они подсчитали, что за январь-май текущего года закрылось 112,1 тыс. предприятий. Это в полтора раза меньше, чем за аналогичный период 2020-го. Эксперты считают, что «смертность» бизнеса опустилась до шестилетнего минимума и достигла показателей 2015 года.
В последние годы в российском бизнесе сложилась устойчивая тенденция превышения «смертности» бизнеса над его «рождаемостью». В среднем на одну открытую компанию приходилось две ликвидированных. Такая же ситуация наблюдалась и в 2020-м. Переломный момент, как утверждает представители FinExpertiza, случился в 2021-м. Число закрытий бизнеса уверенно начало снижаться с января. В результате в апреле число запущенных бизнесов превысило число ликвидированных — 22,7 тыс. против 15,1 тыс. Этот же тренд сохранился в мае: 15,2 тыс. против 11,5 тыс. Аналитики отмечают, что подобного не происходило в течение последних четырех лет. Последний раз бизнес открывался чаще, чем закрывался в апреле 2017-го — 32,2 тыс. закрытий против 36,6 тыс. открытий.
Эксперты говорят, что снижение «смертности» бизнеса наблюдалось в 72 из 85 регионов РФ. Лидерами по сокращению закрытий стала Мордовия. Здесь «смертность» компаний по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 78,8%. В Карачаево-Черкессии число закрытий сократилось на 75,4%, в Ингушетии — на 75%, в Волгоградской области — на 72,2%.
Всего с января по май текущего года, как подсчитала FinExpertiza, в России закрылись 112,1 тыс. коммерческих предприятий. Это на 35,4% меньше, чем за тот же период 2020-го. Меньшее число закрытий было зафиксировано в 2015-м — 65,5 тыс. Начиная с 2016-го объем ликвидированных компаний рост год от года. Эксперты объясняют эту тенденцию кампанией ФНС, развернутой против фирм-однодневок. Пик закрытий пришелся на 2019-ый, тогда было ликвидировано 271,6 тыс. коммерческих предприятий.
Так, 79% компаний (90,8 тыс.), которые прекратили свою деятельность в первые пять месяцев 2021-го, были исключены из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Самая распространенная причина исключения — недостоверные сведения. По этому основанию из ЕГРЮЛ «изгнали» 45% коммерческих компаний. На втором месте — отсутствие деятельности у юрлица в течение 12 месяцев. Эта причина ликвидации была озвучена в отношении 34% компаний. На ликвидацию без банкротства пришлось 16% закрытий, с банкротством — 2,8 тыс. закрытий, что равно 3% от общего количества ликвидированных коммерческих предприятий.
«Снижение смертности бизнеса в 2021 году может свидетельствовать о том, что основная часть ожидавшихся закрытий предприятий, не переживших пандемию, уже произошла, а выживший бизнес, прошедший через коронакризис, сможет продолжить развитие. В то же время стоить помнить, что определенная доля числящихся в реестре компаний в действительности являются «брошенными», и статус формально действующей компании не означает, что ее дела идут в гору — многие бизнесы годами балансируют на грани рентабельности, пытаясь хотя бы держаться на плаву», — говорит президент FinExpertiza Global Елена Трубникова.
При этом в 12 регионах РФ «смертность» бизнеса превысила «рождаемость». Лидером здесь стал Ставропольский край, где закрытий бизнеса было на 106,3% больше, чем годом ранее. На втором месте Архангельская область, здесь закрылось в два раза больше фирм. Годовой рост ликвидаций на 88,4% показала Томская область.
В 25 регионах России количество открытых предприятий январе-мае превысило число закрытых. Здесь лидером выступает Москва, где за пять месяцев закрылось 23,5 тыс. предприятий, открылось — 24,3 тыс. Затем Свердловская область — 2,4 тыс. закрытий против почти 3 тыс. закрытий, за ней — Воронежская область, за январь-май «рождаемость» бизнеса составила 1,8 тыс., «смертность» — 1,5 тыс.
Президент FinExpertiza Global Елена Трубникова считает, что пессимистичные прогнозы о «волне» банкротств в начале 2021-го не сбылись, и бизнес, хоть еще и не отошел от пандемии, начинает вполне успешно адаптироваться к новым реалиям. Однако эксперты предупреждают, что «волна» может случиться осенью 2021-го. Как ранее отмечали адвокат практики «Разрешение споров/Арбитраж» бюро «Андрей Городисский и Партнеры» Дмитрий Якушев и арбитражный управляющий Сергей Домнин, сейчас идет «буферный» период, в рамках которого просуживаются долги и готовятся документы для банкротных разбирательств. Партнер Asto Consulting Антон Сычев также обращал внимание, что часть компаний все еще держится на плаву за счет программ реструктуризаций кредитов, которые активно предлагали банки. Как только они закончат действовать, часть компаний не сможет «выплыть».