Найти тему
Берега Невы

Что будет с ЭП с 1 июля и как с этим жить

Коллеги, хотим Вам ещё раз напомнить о том, что произойдёт с электронными подписями после 1 июля, т.е. уже менее чем через 2 недели. Наши клиенты постоянно у нас об этом спрашивают, и мы решили осветить этот вопрос ещё раз.

Почему спрашивают нас — потому что мы являемся партнёрами СКБ «Контур» и работаем на финальной стадии выдачи электронных подписей. Клиенты к нам приходят на удостоверение личности, без которого не получить ЭП. И никто не понимает, что же придётся делать дальше, после проведения реформы с этими ЭП. Рассказываем.

С июля выдавать сертификаты ЭП смогут только те удостоверяющие центры, которые пройдут специальную аккредитацию, требования разработывали в Минцифры. Остальные вынуждены будут прекратить работу до её прохождения — ни физлица, ни организации не смогут получить в них электронную подпись.

Те удостоверяющие центры, которые получат аккредитацию, будут работать как и раньше, — но только до 1 января следующего года. Т.е. они будут выдавать ЭП физлицам и организациям. Кстати, наши партнёры уже почти завершили аккредитацию, так что ждём вас как обычно, если вам понадобится электронная подпись.

При этом одновременно с 1 июля в ФНС начинают выдавать сертификаты ЭП — исключительно представителям организаций. И тут есть кое-что новое:

  • получить ЭП в ФНС сможет только лицо, действующее от имени организации без доверенности, т.е. руководитель;
  • на него будет оформлен только 1 сертификат электронной подписи, который невозможно копировать, чтобы передавать другим работникам;
  • ещё раз — подпись у руководителя с указанием юрлица будет только одна: если руководитель решит получить второй сертификат, то первый будет отозван;
  • чтобы получить сертификат, при себе нужно иметь носитель (токен) с документацией, если у вас такого нет, то его нужно купить заранее, и лицензию КриптоПро CSP;
  • сертификат будет действовать 15 месяцев.

Кстати, последний пункт к вопросу о бесплатности выдачи подписи в ФНС, — сами сертификаты будут выдаваться бесплатно, однако носителей вам никто не предоставит.

Что делать остальным сотрудникам, которым для работы нужны ЭП, но у них нет права действовать от имени организации без доверенности, — бухгалтерам, специалистам по закупкам, руководителям направлений и др
Лица, действующие от имени организации по доверенности, будут получать собственные сертификаты электронных подписей. Причём это будут сертификаты физлиц, и в них не будет никаких указаний на принадлежность к организации.
Получать свои подписи они будут по специальной доверенности. Доверенность будет машиночитаемая, подписанная, в свою очередь, сертификатом руководителя. Форму её скоро разработают.
И подписывать документы они будут также — конструкцией из сертификата подписи физлица с присоединением вышеуказанной доверенности.

Итак, с 1 июля начнётся переходный период, который должен подготовить нас к полному переходу на новые правила.

В этот период будут действовать и предыдущий порядок получения и работы с ЭП. Выданные электронные подписи будут продолжать действовать до окончания срока или до 1 января, в зависимости от того, какой срок наступит раньше.

Уже с 1 января руководители и остальные сотрудники будут обязаны использовать сертификаты, выданные по новым правилам. Хотя, может быть, переходный период ещё и затянется, всё-таки перенастройка системы, разработка и выдача новых сертификатов и электронных доверенностей от ФНС задаче не очень простая. Но пока именно так.

Есть и ещё одно нововведение с 1 января. Лица, действующее от имени организаций без доверенности, т.е. руководители, будут получать подписи только в ФНС и удостоверяющих центрах, которые пройдут ещё одну аккредитацию.
Уже прошедшие первую ступень УЦ должны будут подтвердить соответствие дополнительным требованиям и стать доверенными лицами ФНС. Только такие доверенные лица смогут выдавать подписи руководителям. Право выдавать подписи физлицам и другим сотрудникам у них сохраняется.
А вот прошедшие только первую ступень аккредитации — смогут выдавать подписи только физлицам и сотрудникам организаций, руководителям они выдавать подписи не смогут.

Для физлиц, собственно, ничего не изменится, они как получали подписи в УЦ, так и будут там получать, в удостоверяющие центры ФНС их не пустят.

А вот владельцам и работникам удостоверяющих центров будет совсем непросто. По новым правилам даже на первой ступени аккредитации их ещё ждёт дополнительная проверка — рассмотрение на Правительственной комиссии, которая будет изучать все сведения о компании, руководителях, участниках, и даже будет интересоваться её репутацией.

Мы надеемся, что такой реформой всё же удастся «победить» мошенничество в этой сфере. О таких случаях мы постоянно вас предупреждаем, и будем продолжать рассказывать.

СКБ «Контур» и мы вместе с ним продолжаем работать и следить за новостями из этой сферы. Мы заинтересованы в том, чтобы наши клиенты вовремя сдавали отчётность, для которой требуется ЭП. Поэтому мы будет оперативно реагировать и подстраиваться под изменения, если, например, переходный срок продлят (но пока нет).

Оригинал статьи на нашем сайте.

Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.