В конце XIX века в городе запустили две линии по главным улицам – Московской и Херсонской
В 1895 году курскому городскому самоуправлению инженером путей сообщения Иваном Алексеевичем Лихачёвым было предложено устройство электрического трамвая (это одна из разновидностей трамвая, в Российской империи можно было встретить конный, паровой и бензотрамвай). Избранная городской Думой комиссия при рассмотрении этого вопроса руководствовалась опытом электрического трамвая в Киеве. Проект был рассмотрен. Он вызвал оживлённые толки и был целиком утверждён с незначительными прибавлениями. Заметим, что гласным городской Думы экземпляры этого проекта были разосланы всего за несколько часов до заседания, а в проекте более 50 параграфов. Некоторые из гласных чистосердечно заявили, что не успели прочесть всего проекта.
Господин Лихачёв обязывался устроить электрический трамвай по двум главным улицам Курска. Само собой, в смету расходов входило и устройство всей трамвайной инфраструктуры. Срок концессии по устройству и эксплуатации городской железной дороги определяется в 49 лет. При этом городские мужи закрепили за собой право предлагать предпринимателю устраивать трамвай и по другим улицам. Если он на это не согласится, то городское управление имело право устраивать их самостоятельно. По истечении срока концессии Лихачёв обязан был передать Курску безвозмездно и в отремонтированном состоянии все устроенные им пути, строения, подвижной состав и т.д. Лихачёв обязан был каждый год представлять отчёты городской управе по поводу движимого инвентаря и эксплуатации всего предприятия.
Предприниматель на всё время концессии обязан был страховать от огня все постройки, связанные с электрическим трамваем. За право устройства и пользования электрической железной дорогой по истечении 10 лет в городскую кассу будет платить по 1000 рублей ежегодно, в течение следующих 15 лет – по 2000 рублей, затем ещё 20 лет и последние 4 года – по 3000 рублей.
Извозчики наезжали на пассажиров
После 25 лет существования трамвая город имел право выкупить его. Кроме пассажирского движения, И.А. Лихачёву предоставлялось право производить и грузовое движение с особыми вагонами по тарифу, утверждённому городской Думой, которая оставляла за собой право прекращать грузовое движение днём, как, например, во время прохода войск, крестных ходов и т.п., а также по распоряжению полицмейстера. Так как эксплуатация электрического трамвая в таком городе, как Курск, была бы убыточна, то И.А. Лихачёв в договоре с городскими властями о трамвае убедил комиссию вставить параграфы, по которым ему безвозмездно предоставлялось преимущественное право освещать электричеством дома обывателей.
Первые трамвайные линии были проложены по двум главным улицам Курска – Московской и Херсонской. Работы по прокладке путей начались весной 1897 года. Ещё ранее, летом 1896 года, началось строительство электростанции и депо в Курске. Основные работы были завершены уже в сентябре того же года. Зимние месяцы несколько задержали запуск трамвайного движения. Наконец 11 апреля 1898 года И.А. Лихачёв объявил, что трамвай к пуску готов. Городская управа приняла решение начать трамвайное движение 18 апреля того же года.
Появление трамвая на двух главных улицах вызвало восторг и восхищение курской публики. Исключение составляли извозчики. Помимо относительной конкуренции, это был источник дополнительной опасности на дорогах. Резко возросло количество ДТП. Трамвай в Курске появился тогда, когда, по большому счёту, ещё не существовало системы дорожных знаков. С начала XX века курские извозчики постоянно наезжали на пассажиров трамвая, выходивших из транспорта на мостовую для перехода на пешеходную часть улицы. Вопреки устоявшемуся мнению, извозчики не понесли больших убытков от появления нового средства передвижения, так как слишком велика была разница в цене за проезд. Услугами «ванек» (так фамильярно называли извозчиков) продолжали пользоваться состоятельные жители города. Как и в других городах СССР, промысел просуществовал вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Что писали газеты
«Курские губернские ведомости» не обошли вниманием такое заметное событие местной истории. Из корреспонденции следовало, что 18 апреля 1898 года в 11.30 на Красной площади был отслужен молебен по поводу открытия электрического трамвая. Молебен был совершён епископом Лаврентием в сослужении двух архимандритов и духовенства городского и монастырского. Молебен начался крестным ходом из Знаменского монастыря при колокольном звоне всех церквей Курска. Мост на Красной площади, на котором совершался молебен, был разукрашен национальными флагами. Также были убраны флагами и пять вагонов, которые стояли на двух путях. Пространство между амвоном и вагонами было перетянуто зелёной шёлковой лентой, которая отделяла публику от духовенства, начальствующих и приглашённых на освящение трамвая лиц. По окончании молебна преосвященный владыка окропил святой водой вагоны. После освящения вагонов представители анонимного бельгийского Общества, которым была произведена постройка электрической линии, преподнесли архиерею хлеб-соль. Крестный ход вместе с чудотворным образом возвратился в монастырь, куда отправился и епископ Лаврентий. Разоблачившись в монастыре, он вернулся на Красную площадь, сел в один из вагонов, и по данному знаку вагоны тронулись в путь по направлению к Херсонским воротам. На платформе первого вагона стоял монастырский священник со святой водой и крестом и кропил дорогу. Доехав до Херсонских ворот, вагоны вернулись обратно. Все вагоны остановились перед общественным клубом, где их встретил оркестр Козловского полка. Ответственным директором правления анонимного Общества инженером И.А. Лихачёвым публика была приглашена на завтрак, на который было ассигновано около 3000 рублей. «Первое движение вагонов причинило немало испугов лошадям, запряжённым в экипажи. Дети вместе с взрослою публикою бегали за вагонами. Город оживлён и неузнаваем», – этими словами заканчивался материал о первом дне курского трамвая.
Цена проезда
Акционеры были из Бельгии. Курский трамвай на самом деле был бельгийским трамваем. Внешне он отличался как от нижегородского собрата, так и от трамваев в других городах империи. Строился курский трамвай за счёт средств И.А. Лихачёва.
Сколько было потрачено на устройство трамвайного движения в Курске, доподлинно неизвестно. Бельгийское анонимное общество не предоставляло таких данных. Однако известно, что размер уставного капитала составлял 1400000 франков (14000 акций по 100 франков каждая).
Цена проезда в трамвае составляла 8 копеек за полный, от шпилей до шпилей, маршрут и 5 копеек за половину пути, для учащейся молодёжи – 5 копеек за полный маршрут и 3 копейки – за половину. Много это или мало? В конце XIX века курицу на курском базаре продавали за 15 копеек. Минимальная цена услуг извозчика в Курске начиналась от 80 копеек, по другим данным – 50 копеек. Это в фильмах актёры легко нанимают извозчиков. В реальности «ваньки» большую часть своего рабочего времени кемарили на облучке.
Кондукторами работали исключительно мужчины. Полный маршрут, от конечной до конечной остановки, трамвай преодолевал за 25 минут.
Каждый день вагон в среднем зарабатывал по 25 рублей. В Курске электрических вагонов к середине лета 1898 года было только 8. Это число администрация трамвая планировала увеличить. Ежедневная выручка трамвая достигала 200 рублей, а по праздничным дням гораздо большей суммы. Между тем ежедневный расход по полному содержанию трамвая равнялся 105 рублей. Из этих статистических данных следует, что администрация трамвая имела ежедневно чистой выручки 95 рублей. Сумма эта довольно значительна, если принять во внимание, что эксплуатация трамвая происходила в таком сравнительно небольшом городе, как Курск.
За 1898 год Акционерное общество «Курский трамвай» заработало чистой прибыли 76500 франков, за 1899 год – 58400 франков, за 1900 – 1100 франков, а в 1901 году и вовсе оказалось в минусе, убытки составили 600 франков. К 1904 году ситуация с прибыльностью трамвая изменилась в худшую сторону. Например, 100-франковая акция курского трамвая продавалась на бирже всего за 8 франков. Убытки от эксплуатации подвижного состава старались покрывать за счёт продажи электроэнергии.
Первые водители
Работать вагоновожатыми принимали только мужчин, так как условия труда были суровыми. Площадки, с которых управлялся трамвай, были открытыми в любое время года. Кто и как учил водителей трамвая, нам неизвестно. Можно предположить, что этим делом вполне успешно могли заниматься инженеры.
Услугами трамвая пользовались в основном люди среднего достатка, а также учащаяся молодёжь, которая считала престижным проехаться на новом виде транспорта за счёт родительских денег.
Замена подвижного состава должна была происходить за счёт владельцев предприятия. На деле они ни разу не произвели основательного ремонта техники, ограничиваясь самыми минимальными вложениями. В свою очередь, эти средства добывались посредством жесточайшей эксплуатации технического персонала и системы штрафов. Пожалуй, единственный случай, когда под угрозой банкротства владельцы задумались о дальнейшей судьбе курского трамвая, отмечен в 1908 году. Тогда бельгийцы запланировали увеличить капитал общества на 2100000 франков. Они обратились за помощью в решении вопроса к курскому губернатору. Частично этот вопрос удалось решить. Накануне Первой мировой войны в Курск на электростанцию, питавшую трамвай, доставили динамо-машину. Остальное оборудование из-за начавшихся боевых действий и ассигнований на оборону до Курска не дошло.
«Ползёт, как змея»
В день открытия движения курского трамвая одна женщина премного удивлялась электрической диковинке. В порыве акта познания она встала на колени с целью заглянуть под брюхо грохочущему монстру. Когда «бельгиец» проехал мимо, она встала с колен и громко сказала: «Ползёт, как змея». Эта фраза так запомнилась не только сотрудникам «Курских губернских ведомостей», но и многим курянам, что спустя годы курский трамвай называли ползучей змеёй.
Городская управа разрешила движение трамвая не быстрее 12 вёрст в час. Дело в том, что с такой скоростью по Курску передвигалась в те годы карета губернатора. Однако некоторым курянам это искусственное ограничение казалось неприемлемым. Бывало, что на конечной остановке в салон входил купец, платил 1 рубль и приказывал: «Гони!». Вагоновожатый гнал на максимальных оборотах до 40 вёрст в час, пугая прохожих, извозчичьих лошадей, собак и котов.
«Курские губернские ведомости» писали, как 3 марта 1901 года в Курском окружном суде под председательством председателя уголовного департамента судебной палаты Н.Н. Крестьянова, при участии членов палаты Т.Т. Глушановского и В.О. Губерта и помощников секретаря палаты П.П. Кульжинского и И.В. Супруненко «откроются судебные заседания палаты для разбора уголовных дел (с участием сословных представителей) и апелляционных, в числе коих будет рассмотрено дело о курском электрическом трамвае, устроенном и открытом для эксплуатации в Курске бельгийским анонимным обществом в Брюсселе. Сущность этого дела заключается в следующем: 19 января 1899 года по распоряжению администрации трамвая был отдан за 3 руб. какому-то студенту с двумя барышнями вагон с тем, чтобы посторонняя публика не садилась в этот вагон во всё время движения его по Херсонской улице, вследствие этого вожатый и кондуктор вагона не сочли нужным останавливаться на остановках, благодаря чему вагон наскочил на переезжавшего рельсовый путь трамвая ванько, разбил его санки, а двум вывалившимся седокам причинил увечья – одному перелом ребра, а другому ушиб головы, вызвавший впоследствии паралич правой стороны тела потерпевшего. Интересы общества трамвая отстаивает частный поверенный Мосолов. Представителем обвинительной власти по этим делам выступит Д.Ф. Голенищев-Кутузов. Сессия продлится по 7 марта включительно».
Главные недостатки
В 1903 году очень популярным было вот такое мнение общества о курском трамвае: «Если кто-то из приезжих в Курск вздумает совершить по городу путешествие на нашем электрическом трамвае, то он будет глубоко разочарован. Станет проклинать свою доверчивость. Особенно если приезжий человек нервный или деловой, которому дорога каждая минута. Во-первых, наш трамвай не спешит и ездит со скоростью средней руки пешехода или водовозной клячи. При этом вагоны настолько расшатались, что во время хода гремят и звенят не хуже знаменитой гоголевской брички; рессоры в них сели, и на стыках рельсов чувствуются такие толчки, что невольно является опасения за целость своего языка. Во-вторых, злополучных пассажиров напихивают в вагон «сколько влезет», как сельдей в бочку, так что человеку «сырой комплекции» или даме в интересном положении до греха очень недалеко. В-третьих, внутреннее состояние вагонов ужасно: пол постоянно загрязнён, скамейки в пыли, на сиденьях и спинках скамеек выскочили гвозди и немилосердно рвут платья пассажиров, и в особенности пассажирок. В-четвёртых… впрочем, достаточно и всего сказанного, чтобы воспользоваться лучше обыкновенным извозчичьим одром, чем электрическим трамваем.
И удивительно, что у нас никто и не подумает об устранении этих беспорядков. Да и кому же? Внимание дирекции трамвая направлено исключительно на ловлю «зайцев» и на изобретение поводов к оштрафованию кондукторов и машинистов, а город… впрочем, о чём же думает город?».
Орудуют карманники
Во время Первой мировой войны жители Ямской слободы Курска собирали пожертвования для бельгийцев как наиболее пострадавшим от боевых действий жителям Европы. Думается, не в последнюю очередь такое проявления сочувствия и благотворительности было связано не только с союзническими обязательствами, но и с работой в Курске трамваев бельгийского производства.
Из воспоминаний Олицкой Екатерины Львовны (1900 – 1974) – члена партии эсеров после революции, узницы ГУЛАГа: «Двигался курский трамвай очень медленно, насчитывал всего пять или шесть вагончиков и курсировал от Московских ворот до Херсонских. Увлекая по дороге всех окончивших с нами гимназию, дошли мы до Московских ворот и стали толпой. Все подходившие вагоны заполняли мы, учащиеся. Раз пять прокатились мы от ворот до ворот, не вылезая и лишая возможности остальную публику сесть в вагон. Мы прощались с гимназией, подругами, учителями, с которыми хорошо ли, плохо ли прожили восемь лет. На трамвай уходила уйма денег».
С тех пор, как в Курске появилось трамвайное движение, салоны этого вида транспорта сделались местом подготовки или местом совершения преступлений. Как видно из некоторых письменных и устных источников, в курских трамваях стали орудовать воры-карманники. Работая сообща, небольшими шайками, они сначала намечали «карася», т. е. жертву. Затем плотно обступали его, создавая искусственную давку в вагоне, и тут же «накалывали по ширме», т. е. обворовывали. Такие эпизоды городской жизни стали встречаться значительно чаще во времена НЭПа.
2-й, 6-й или 5-й?
Считается, что Курск после Нижнего Новгорода стал вторым городом в России, где было открыто движение электрического трамвая. В середине 1920-х годов специалисты отводили Курску в этом списке почётное 6-е место. Если рассуждать конкретно исторически, то первый трамвай в Российской империи был запущен в Киеве в 1892 году. Потом был Нижний Новгород – 1896 год. Затем Екатеринослав (Днепропетровск, Днепр) – 1897 год (26 июня), Елизаветград (Зиновьевск, Кирово, Кировоград) – 1897 год (13 июля). Наконец богоспасаемый Курск приобщился к европейским трамвайным ценностям 18 апреля 1898 года, заняв почётное 5-е место, едва не пропустив вперёд соседний Орёл, в котором первый грохот трамвая был услышан 3 ноября 1898 года.
Подготовил Пётр Горбачёв
Источник: "Курские известия".