Начало истории
После смерти Чёрного Принца Гонта заподозрили в желании занять английский престол. Маловероятно, что он на самом деле к этому стремился. Напомню, Джон любил старшего брата, был в дружеских отношениях с его женой и испытывал привязанность к племяннику, будущему Ричарду II. Он поклялся умирающему брату верой и правдой служить его сыну, и слово своё сдержал.
Смерть наследника окончательно подкосила Эдуарда III, он отказался от управления королевством и позволил Джону Гонту делать всё, что тот пожелает. Гонт тут же принялся укреплять расшатавшуюся за последнее время королевскую власть. Многим это не понравилось. Гонт поддерживает еретика Уиклифа, который высказывает весьма радикальные взгляды в отношении святой католической церкви. Да ещё выступает за перемирие с этими чёртовыми французишками! А как же воинская слава? Ну и воинская добыча, понятное дело. Ему-то хорошо: пиры, охота, приёмы с танцами — одним словом, королевский сын.
После публичной ссоры Гонта с епископом лондонцы взбунтовались Они едва не разграбили дом герцога, но всё обошлось. Толпу утихомирили, король пообещал прощение всем кроме епископа Уэкхемского, который распускал грязные слухи о незаконнорождённости Гонта. В итоге мэр на коленях просил у герцога прощения. Гонт простил, но в отместку потребовал установить мраморный столб со своим гербом в одном из центральных районов города, за счёт горожан разумеется, на том и разошлись.
С тех пор как Ричард II взошёл на престол, Джон Гонт несколько лет почти единолично управлял Англией. Он не был регентом при юном короле, не входил ни в один совет по управлению государством, он просто был дядей короля. Этого статуса оказалось достаточно, чтобы влиять как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны. Если кто-то осмеливался возражать против такого положения вещей, ему тут же напоминали, кто в доме хозяин и недвусмысленно ставили на место.
Кэтрин Суинфорд была одной из немногих фавориток, которая не вмешивалась в дела государства. Она старалась не злоупотреблять своим положением, её не интересовала политика. Однако Джон Гонт то и дело одаривал любовницу новыми поместьями. Со временем доходы Кэтрин превысили доходы герцогини Констанции. В обществе поднялась волна возмущения и осуждения. В конце-концов Кэтрин пришлось покинуть двор Гонта. Но это была лишь видимость разрыва.
Кстати, младшая сестра Кэтрин вышла замуж за того самого средневекового поэта Чосера, который оставил о Джоне Гонте письменные воспоминания. Разносторонним человеком был третий сын короля Эдуарда и королевы Филиппы. Дружил с прославленным поэтом, тесно общался с профессором философии и теологии Уиклифом. Умный, одарённый, энергичный Джон Гонт был внешне привлекательным, храбрым и порядочным. При этом в народе почему-то больше любили отважного и сурового рыцаря, Чёрного Принца.
На мой взгляд, старший брат во многом уступал Джону Гонту. Он был довольном жёстким человеком, хорошим воином, но плохим дипломатом. Да и вообще кроме войны ничем не интересовался. В то время как Джон Гонт был прекрасным оратором, покровительствовал наукам и искусствам. Отличался рассудительностью и широтой взглядов. Да, он был амбициозен и высокомерен, не любил критики, не терпел когда ему возражают и мало интересовался мнением окружающих, но кто без недостатков.
Гонт всю жизнь служил английской короне, не забывая и о собственных интересах, конечно. И вот, спустя пятнадцать лет после женитьбы на кастильской принцессе, герцог решился, наконец, отвоевать себе корону Кастилии. До сих пор более важные дела в Англии отвлекали его от этого проекта, однако он и не думал от него отказываться. Соотечественники не одобряли идею Гонта завоевать кастильскую корону. А вдруг он на этом не остановится? Что им своих проблем мало?!
К 1384 году отношения Ричарада с дядей стали напряжёнными. Мальчик вырос, у него появились друзья, которым не очень нравилось неограниченное влияние Гонта на молодого короля. Они стали наговаривать на герцога, пытались даже обвинить в предательстве. Наветам Ричард не поверил, но с тем, что дядя сковывает его свободу, согласился, и стал подумывать: а почему бы в самом деле не отправить герцога в Кастилию, ведь он туда давно стремится?
Джон Гонт был человеком здравомыслящим и понимал, что шансов занять трон Кастилии у него немного. Скорей всего, он на это и не рассчитывал, а вот получить кое-какие выгоды — очень даже. И это удалось ему в полной мере. Герцог использовал испытанный англичанами приём: он не пытался завоевать Кастилию, а разорял владения противника. В результате ему предложили довольно выгодные условия мирного договора: компенсацию в 600 тысяч франков, плюс 40 тысяч ренты ежегодно. Кроме того Гонт договорился выдать дочь Екатерину замуж за короля Кастилии, а дочь Филиппу — за короля Португалии, чем укрепил своё политическое положение в Европе.
После столь удачного предприятия Гонт обосновался в Аквитании, наместником которой являлся. Однако не прошло и трёх лет, как Ричард попросил дядю вернуться. Оказалось, что найти общий язык с высшей знатью не так-то просто. Королю понадобилась помощь опытного управленца. За помощь в урегулировании конфликта Ричард обещал дяде, что отныне ни одно пожалование не будет сделано без его согласия. Да ещё даровал титул герцога Аквитании, которым прежде владели лишь короли и их прямые наследники.
Не всем это понравилось, и очень скоро против Гонта вновь начали интриговать. Ричард давно охладел к дяде и не испытывал к нему прежнего доверия. Хотя противникам не удалось очернить Гонт в глазах короля, он всё же предпочитал держать того подальше от управления государством. Герцогу оказывали прежние почести, но уже не так охотно прислушивались к его советам.
Джон Гонт старел. Сорок с лишним лет он вёл весьма активный образ жизни и вдруг почувствовал, что устал. Нет, он по-прежнему оставался деятельным, но теперь больше беспокоился о том, чтобы как можно лучше устроить будущее своих детей.
Не смотря на то, что Гонт пользовался большим успехом у женщин, по натуре он, видимо, был однолюбом. И как только умерла вторая жена, женился на далеко уже не юной возлюбленной. Герцог с момента рождения признал своими детей от связи с Кэтрин Суинфорд. Теперь их происхождение подтвердили и узаконили ещё и английский король с папой римским.
Серьёзное беспокойство вызывала у Гонта участь старшего сына, герцога Болингброка. Генри Болингброк участвовал в восстании лордов-апеллянтов против королевского произвола. Ричард был мстителен, и чтобы задобрить его, Джон Гонт помог королю расправиться с другими лордами — участниками восстания. За то, что дядя его поддержал, Ричард простил Болингброка. Но положение всё равно оставалось шатким.
А потом случилось событие, которое самым неожиданным образом повлияло на ход истории. Томос Моубрей, герцог Норфолк устроил на Гонта засаду по дороге в парламент. Тогда Болигброк обвинил Моубрея в том, что он замышляет против короны. Моубрей всё отрицал. Чтобы доказать свою правоту, Болингброк вызвал его на судебный поединок.
Джон Гонт плохо себя чувствовал и на поединке не присутствовал. Собственно, не было никакого поединка. В последний момент Ричард всё отменил. Наверно испугался, что победа Болингброка сделает того слишком популярным в Англии, а ему, Ричарду, это совсем ни к чему. Поэтому он просто изгнал из страны обоих герцогов, и Норфолка и Болингброка.
Джон Гонт тяжело переживал такое решение короля, это не лучшим образом сказалось на его здоровье. И меньше, чем через полгода после изгнания сына из Англии, один из самых выдающихся представителей своего времени тихо скончался у себя замке.
Король конфисковал всё имущество дяди в пользу короны. Но Генри Болингброк не пожелал с этим мирился. Он вернулся в Англию с небольшим отрядом, поднял мятеж, сверг Ричарда и провозгласил себя королём, но это уже совсем другая история.
Нас больше интересуют потомки Джона Гонта от союза с Кэтрин Суинфорд. Потому что именно от них произошли те самые Тюдоры, ради которых я и затеяла этот разговор.
Продолжение
Продолжение 2
Буду рада вашим лайкам и комментариям.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить статьи о других исторических персонажах.