В ноябре-декабре 2018 года я совершил поездку в далекую азиатскую страну Филиппины. До этого я сделал небольшой перерыв в заграничных поездках. Полтора года ездил только по родной стране и основное внимание уделил событийному туризму: 100-летию Великого Октября в Санкт-Петербурге и Чемпионату мира по футболу.
Поэтому пришлось немного восстанавливать заграничный туристический инструментарий. Но это дело нехитрое, кроме обмена валюты моя последняя поездка по России от Коломны до Соловков не сильно отличалась от этой поездки на Филиппины с небольшими остановками в Стамбуле. Ну и язык общения другой, а так весь мир глобализован.
Планируя отпуск в конце 2018 года я решил, что надо посетить какую-нибудь морскую страну с хорошими пляжами. Выбор был между двумя бывшими испанскими колониями, расположенными на противоположных сторонах Света: Кубой на далеком Западе и Филиппинами на далеком Востоке. Филиппины победили исходя из двух обстоятельств. Первое, я хоть и бывший член КПСС, но ностальгии по карточной системе не испытываю, особого удовольствия от посещения страны совсем победившего социализма у меня нет. Кубинские социалистические реалии меня настораживают. На Филиппинах все проще и доступнее. Второе обстоятельство, это очень выгодные условия перелета от «Турецких авиалиний» с возможностью два дня пошататься по Стамбулу. Конкуренция на филиппинском направлении между авиакомпаниями очень серьезная, поэтому цены существенно ниже. Хотя если сильно постараться то и на Кубу можно было найти хорошие предложения.
В общем, Куба была отложена на 2019-2020 годы (я чуть не улетел туда во время начала короновируса, но бог миловал). Я купил за 35 тыс рублей билет на самолет авиакомпании «Турецкие авиалинии»: Москва-Стамбул-Манила и обратно. Живу я в сибирском городе Тюмень поэтому пришлось прибавить к предварительным затратам еще авиаперелет из Тюмени до Москвы и обратно за 7000 руб (авиакомпания «Аэрофлот»). Я человек суеверный и поэтому застраховался в известной российской страховой компании. Называть ее не буду, деньги опять ушли на ветер, но не болел ведь и то хорошо, наверное благодаря молитвам российского страховщика.
Планировал я поездку тщательно. Первоначально в маршрут попало все, что я знал про Филиппины ранее: Багио (там играли матчи за шахматную корону) и Боракай. Потом я опять увлекся изучением лучших мест страны согласно уважаемому мной путеводителю Lonely Planet. Так в мой маршрут попали рисовые террасы Банауэ и Батада, пещеры Сагады, архипелаг Бакуит, полуостров Биколь с вулканом и акулами, город Себу и поселок Ослоб с акулами, остров Бохоль с шоколадными холмами и долгопятами и все это за 19 дней. Первым из маршрута с треском вылетел главный филовский турсайт Боракай. Меня насторожили непонятки с закрытием-открытием этого несчастного белопесочного островка и я решил не напрягать свой бюджет. Потом из маршрута вылетел Багио, т. к. былая слава городка давно уже позади. Очень сожалел, что пришлось исключить полуостров Биколь. В маршрут он влазил с трудом, а основной сезон китовых акул начинается в феврале. Очень хотелось посмотреть на самый красивый вулкан на Земле, но чем-то приходилось жертвовать. В последний момент в маршрут проник замечательный университетский городок Думагете на Негросе и стал моим вторым базовым местом. Перед началом поездки я так и не добил окончательно маршрут. Забронировал через одну ночь в гостинице манильского района Интрамурос и купил билеты на транспорт: на автобус компании Ohayami Trans по маршруту Манила — Банауэ, на самолеты авиакомпании Cebu Pacificair из Манилы до Пуэрто-Принцессы и из Пуэрто-Принцессы до Себу и на паром компании 2GO из Думагете до Манилы. Маршрут я немного подправил в ходе поездки.
У меня получился почти сумасшедший интенсив: каждый день я куда-то ехал, шел, плыл, лез, летел. В итоге всего полдня классического пляжного отдыха, а так сплошное шатание. Но мне понравилось, сердце несколько раз замирало от безумной красоты, я несколько раз сумел преодолеть себя и свои страхи и всей душой полюбил Филиппины и филиппинцев. Очень было грустно уезжать, времени на эту замечательную страну мне не хватило.
В итоге у меня получился такой маршрут ( в скобках указаны города и места в которые я ездил на день без ночевки): Манила - Банауэ (Батад) — Сагада — Манила (проездом) — Пуэрто-Принцеса (проездом) — Эль-Нидо (архипелаг Бакуит, Сабанг) — Пуэрто-Принцеса — Себу (остров Бохоль) — Ослоб — Думагете (острова Сикихор, Апо и отмель Manjuyod) – Манила.
Таким образом у меня было два базовых населенных пункта Эль-Нидо на северном Палаване и Думагете на восточном Негросе. Один ночной переезд из Манилы в Банауэ, один 28-часовой переезд из Сагады на северном Лусоне до Эль-Нидо на северном Палаване через Манилу и Пуэрто-Принцесу (автобус, такси, самолет, микроавтобус, трицикл) и один 26-часовой переезд на пароме из Думагете в Манилу (по факту еще надо добавить 4 часа ожидания парома, 3 часа опоздания и 2 часа выгрузки и переезда до Макати в Маниле). На эти сложные переезды я пошел сознательно, но было тяжело.
Маршрут у меня получился сложный, местами я попадал в тяжелое положение, казалось все, я сейчас не выдержу, сорву маршрут и отстану от графика. Но как-то выправлялся всегда и проехал все что хотел.
Туристический инструментарий.
На Филиппинах с этим делом полный окей. Весь необходимый набор имеется. Стоимость разная, но в целом вполне приемлемая.
Транспорт
У меня было 8 взлетов и посадок на самолетах трех авиакомпаний. Основным перевозчиком были «Турецкие авиалинии».
Турками я остался полностью доволен: новые самолеты, сервис на борту на уровне, можно было посмотреть фильмы на русском языке и не один/два как обычно. И порадовал бонус в виде бесплатной экскурсии в Стамбуле. Я и выбрал эту авиакомпанию больше из-за возможности два дня побродить по великому городу на Босфоре. На Филиппинах два раза летал самолетами «Себу пасифик». Это их второй перевозчик, типа нашей S7, но менеджмент у «Себу» очень успешный, компания начинает забивать на внутренних рейсах национального перевозчика. Для меня «Себу» оказалась приятной неожиданностью. Особенно повеселили стюардессы, проводящие конкурсы для пассажиров. В плане самолетов все было очень хорошо.
Наш «Аэрофлот» выполнял для меня роль довозчика до Москвы и обратно. Как мне кажется отсутствие нормальной конкуренции вредит нашему национальному перевозчику. Уж совсем все скромно, особенно на фоне турок и особенно «Себу».
На Филиппиах я пользовался услугами трех автобусных компаний: «Ohayami Trans”, “Coda Lines”, “Ceres Tours”. У Охайями самые древние автобусы, но компания душевная, в такие забегаловки по пути завозят просто песня для изучения местного быта. «Кода» компания выпендрежная, но качественная. «Серес» вообще молодцы, такими объемами ворочают, а транспорт в хорошем состоянии содержат. Самое главное, довозили куда надо без единого происшествия.
Паромная компания 2Go – флагман местных паромщиков. Корабль был величественный, но очень неудобный.
Это не уровень греческих паромов, сервис заточен на местную публику. Они правда еще плавают на Боракай и Палаван, там наверное ближе к туристам.
Таксомоторная компания Grab, почти аналог нашему «яндекс.такси» нормально работал только в Маниле и очень меня там выручал. Такси и его аналогами пользовался активно, на Филах по другому не получится. Были у меня различные типы трициклов, местные автобусы, манильское метро, ну и конечно джипни, как же без этого символа филиппинского транспорта. Самые яркие воспоминание о местном транспорте: джипни, урча мотором и дребезжа боками, забирается по подъемам трассы «Бонток — Сагада» и потрясающие толпы в манильском метро.
Гостиницы
Заранее я забронировал и вынужденно оплатил только одну ночь в гостинице в Маниле. Сдуру воспользовался услугами агрегатора «Агода», потом понял, что они хитрят, не указывая сразу свою комиссию и вернулся к букингу, где все понятно.
В Банауэ и Сагаде гостиницу искал на месте и с первой попытки находил и прилично экономил на этом. А вот на Палаване, Себу и в Думагете я уже использовал букинг, но в непривычном для меня стиле. Гостиницы я бронировал в последний момент, зачастую уже подъезжая к городу и прилично выигрывал на горящей цене.
Уровень гостиниц был разный: от выпендрежного «Белого рыцаря» в Интрамуросе, до простенькой гостиницы на круче в Банауэ с завораживающим видом на поселок. Кроме одного номера везде был кондей. Цены от 650 руб до 2381 руб.
Деньги
Обмен наличных долларов в песо я совершил один раз в манильском аэропорту и больше этим вопросом не заморачивался. Этих наличных денег мне с лихвой хватило на 19 дней. У меня еще были три карточки известных российских банков. Одну карточку самого известного российского банка я успешно использовал для онлайн платежей за гостиницы. Другую карточку этого же банка я успешно использовал при шопинге. Перед поездкой я позвонил в банк и обговорил срок использования карт на Филиппинах. Все прошло без проблем. Третью карточку российского банка, который является дочкой известного западного банка, я таскал на случай каких-нибудь санкций против самого главного банка страны. Карточки я использовал успешно без каких-либо потерь и убытков. Но как мне кажется наличкой платить было выгоднее.
Связь и интернет
Я сразу в аэропорту купил симку компании Globe. Подключил сначала только интернет 4 Гб и общался с друзьями и коллегами по интернету. Но у меня старенькая мама и мне пришлось ей звонить. Сначала я звонил с российской симки Теле2, это оказалось ненамного дороже звонков с симки Globe. Потом мне надоело переставлять симки и я стал звонить с Globe. Деньги переводил на счет в магазинах «7/11». Общие затраты на интернет и связь составили около 1000 руб и 1000 песо.
Еда
Начиная с Пуэрто-Принцесы я запал на три местных сетевых кафе: Jollibee, Chowking и Mang Inasal. Jollibee – это местная перепевка Мака, Chowking – сеть китайских ресторанчиков быстрого питания, Mang Inasal (или просто Inasal) – это скорее гриль-бар. Сразу получить еду можно было только в «Джоллиби», поэтому если я торопился то шел туда. В «Инасале» долго готовили, но там было вкуснее всего.
Кроме этого были различные кафешки в горах и в Эль-Нидо, даже украинской кухни.
Продукты я старался покупать в магазинах «7/11», там где они были. Воду пил только из бутылок. Очень не хватало настоящего хлеба и молочных продуктов. Но в целом с питанием все было нормально. Желудком я почти не мучился.
Спасибо за внимание...