16 июня 1983 года Юрий Андропов стал председателем Президиума Верховного Совета СССР. Вкупе с тем, что уже больше года он был генеральным секретарём ЦК КПСС, это дало ему полный спектр власти в стране, а с учётом того, что ранее он возглавлял КГБ, это делало его позиции почти несокрушимыми.
Через девять месяцев Андропова не станет, ещё через семь лет не станет и государства, не выдержавшего тяжести обрушившегося капитального ремонта под названием «перестройка».
У власти Юрий Владимирович пробыл всего 15 месяцев, меньше него продержался лишь его преемник Черненко. Но за эти 15 мгновений страна имела шанс измениться до неузнаваемости.
Как и полагается таинственному и зловещему шефу КГБ, коим его представляли на Западе, о происхождении Андропова достоверных данных нет. Всё, что есть в открытом доступе, — пересказ его же собственных слов. А согласно им, он был сыном приёмной дочери известного в Москве еврейского ювелира. Оттуда и пошло прозвище Андропова среди коллег — Ювелир.
Незадолго до войны, в 1940 году, по комсомольской линии молодого Юрия отправили в Карело-Финскую ССР. Там, учитывая опыт недавней Финской войны, комсомолец решил развивать лыжный спорт.
Непосредственно в Великой Отечественной войне Андропов не участвовал, но готовил партизан из числа местных народностей. Сам он при этом линию фронта никогда не переходил. После войны сыграл значимую роль в героизации народов Карело-Финской ССР, которых изначально хотели приравнять к крымским татарам и выселить с родных земель. Тогдашний председатель президиума КФССР Отто Куусинен о таком не забыл, и при его содействии в 1951 году Андропова направили на работу в Москву в ЦК ВКП(б). А уже оттуда в 1953-м по протекции Молотова — героизатора карелов — направили на работу в МИД.
Будучи на хорошем счету Андропов был направлен советником-посланником в Венгрию, которая и до событий 1956 года не была местом спокойным. Там, в Будапеште и произошли события, которые сильно повлияли на него как в личностном, так и в профессиональном плане. Во время восстания венгерских фашистов жену и сына Андропова взяли в плен, в их освобождении участвовал отряд спецназа под командованием будущего президента Азербайджана Гейдара Алиева. Эти события сильно сказались на семье, но подавление мятежа стало важной вехой в становлении карьеры.
В 1967 году Юрий Андропов стал председателем Комитета государственной безопасности. Именно при нём «комитет» обрёл ореол всесильности, могучей структуры, которая готова устранять врагов государства в любых местах и в любое время. Именно он настоял на вводе войск в 68-м в Чехословакию, именно он в 79-м окольными путям сподвигнул армию к вторжению в Афганистан, таким образом убрав генералов из борьбы за власть и окончательно развеяв в партийных кулуарах их авторитет, державшийся во многом уже лишь на воспоминаниях о той самой Победе.
Во главе государства Андропов почти сразу наделал «шороху». Сразу же началась кампания «по укреплению трудовой дисциплины», иными словами, был дан мощный (и порой с перегибами, чего уж там) бой тунеядству и прогулам. Многие помнят знаменитые рейды по дневным сеансам кинотеатров. Развернулась масштабная антикоррупционная кампания: знаменитое «хлопковое дело», суд над начальником ГУ торговли Мосгорисполкома Трегубовым, под обвинения попал и шеф МВД Щёлоков. Сильно закрутили гайки и «элите» советского общества — продавцам, которые к концу брежневской эпохи начали в действительности считать себя главнее всех.
На Западе приход к власти главы зловещего КГБ вызвал настоящую истерику, хотя для самого Андропова приоритетом прежде всего было оздоровление советской экономики. Но американцы понимали, что шеф спецслужбы прекрасно помнит и о том, кто спонсировал венгерских повстанцев, и о том, кто вооружает афганских моджахедов. При этом сам Андропов был склонен к тому, чтобы найти с США некие компромиссы, если не остановить, то поставить на паузу холодную войну, придать ей лоск обычного соперничества двух стран. Но помешанный на идее антикоммунизма и поиска всюду «красных» Рейган к такому склонен не был, тогда и родилось выражение «империя зла». Тогда же американцы напугали всех и в первую очередь своих же союзников размещением в Европе ракет «Першинг-2».
Во внутренней же политике главным достижением Андропова стал так называемый экономический эксперимент. Его суть состояла в расширении полномочий трудовых коллективов и самих предприятий, фактически всё делалось с прицелом на переход в дальнейшем на самофинансирование. Иными словами, народу было предложено уйти от ставшего уже классическим принципа «мы делаем вид, что работаем, — вы делаете вид, что платите» к вменяемому «мы работаем и зарабатываем». Широко прорабатывалась и автоматизация производства, повышение технологичности труда.
Очевидно, что при полной реализации всех этих принципов, Союз как минимум просуществовал бы дольше. Но 9 февраля 1984 года Юрий Андропов скончался, а дальше к власти пришёл «молодой реформатор» в лице Михаила Горбачёва, а о дальнейших событиях вы и так знаете.
В конце хотелось бы еще вспомнить, что Юрий Владимирович был вдобавок ко всему поэтому. И вот один из его стихов, актуальный во все времена:
Лежу в больнице. Весь измучен,
Минутой каждой дорожа.
Да, понимаешь в жизни лучше,
Коль ж... сядешь на ежа.