На 78-м году жизни скончался замечательный режиссер Юрий Горулев. Он долго боролся с тяжелым заболеванием и мечтал снять свой последний фильм на еврейскую тему. Не успел...
Юрий Николаевич Горулев много взаимодействовал с петербургской Синагогой, неоднократно давал интервью нашему изданию.
27 января 2019 года в Синагоге состоялся фестиваль его документальных фильмов о Холокосте.
Совсем недавно, 9 мая 2021 года Культурный центр Синагоги организовал в прямом эфире Инстаграма ток-шоу с Юрием Николаевичем. Поговорили о кино и войне, антисемитизме и великих евреях, судьбе и необычных встречах. Как жаль, что эта встреча стала последней.
О жизни и творчестве режиссера
Юрий Николаевич Горулев родился в 1944 году в Белоруссии. Его отец - известный писатель Николай Горулев. Маму звали Мария Коган. Многие родственники Юрия Николаевича жили или живут в Израиле.
Его молодость связана с Ленинградом. Юрий Николаевич с детства грезил кино, и по совету отца поступил в ЛИКИ на режиссерский факультет. Из-за национальности матери Юрия, партийного активиста, не взяли в Высшую партийную школу. По его словам, «антисемитизм помог ему возродить мечту», вернулся в Минск и начал работать на студии «Беларусьфильм».
А потом была заочная учеба во ВГИКе, много операторской работы. Юрий Николаевич снимал Олимпиаду-80, документальный фильм о войне в Таджикистане. На съемках режиссер Аркадий Рудерман погиб, и Юрию Николаевичу пришлось заканчивать картину в одиночку.
Интервью с Юрием Николаевичем о его жизни и творчестве
Так в 1993 году он стал режиссером.
Юрия Николаевича всегда волновала тема Холокоста. Среди его работ (а снял он около 40 фильмов) - документальные киноленты «Тростенец. Мы должны им память» - о судьбе евреев разных стран Европы и «Книга проклятий. Дневник Беньямина Берковича».
Несбывшаяся мечта
В последние годы у Юрия Николаевича была заветная мечта - снять фильм о троих евреях-фронтовиках, которые не побоялись противостоять государственному антисемитизму в 70-е годы.
Юрий Николаевич буквально горел этой идеей. Он говорил: «Я болен, но мечтаю успеть снять этот свой последний фильм». Проблема была в финансировании. Юрий Николаевич обращался в разные организации, обивал пороги... Месяца за полтора до смерти он обращался за советом к главному раввину Петербурга М.-М. Певзнеру, они обстоятельно поговорили, наметили какие-то идеи. Но, сожалению, планам Юрия Николаевича не суждено было сбыться...
Вот сюжет фильма, который так и не был снят.
В 1947 году в Минской расстрельной яме был установлен обелиск: «Светлая память на вечные времена пяти тысячам евреев, погибших от рук лютых врагов человечества - фашистско-немецких злодеев 2 марта 1942 года».
Автора памятника и каменотеса вскоре отправили в ГУЛАГ по обвинению в космополитизме, а власти негласно рекомендовали не выражать скорбь, стоя у ямы. Но трое боевых офицеров-минчан: полковники Ефим Давидович, Лев Овсищер и подполковник Наум Альшанский из года в год 9 мая, надев ордена и медали, приходили на место массовой гибели евреев.
В начале 70-х началась травля всех троих. Обыски, слежка, угрозы, пасквильные публикации в прессе... Завели и уголовное дело.
Ефима Давидовича исключили из партии. Все трое подали заявления на выезд в Израиль. Их разжаловали в рядовые, лишили офицерских пенсий и боевых наград. Давидович был доведен до четвертого инфаркта и в апреле 1976-го скончался, завещав, чтоб его похоронили в Израиле.
Когда его жену и дочь наконец выпустили из страны, они эксгумировали его прах. В Иерусалиме к похоронной процессии присоединились члены правительства. Захороненному с воинскими почестями на Масличной горе Ефиму Давидовичу было присвоено звание почетного полковника Армии обороны Израиля. Семью Альшанских выпустили в Израиль в 1975 году, а Овсищера – в 1987. Альшанскому и Овсищеру также были присвоены звания почетных офицеров израильской Армии.