Рецензия на фильм "Разлом Сан-Андреас" без раскрытия сюжета, но с небольшим упоминанием сценарных моментов.
Фильм в жанре катастрофа - это всегда нечто пугающе-грандиозное. Мне нравится подобное кино из-за масштаба происходящего. Поведение людей при техногенных или климатических аномалиях показывает многие человеческие качества, которые проявляются в критический момент.
"Разлом Сан-Андреас" позиционируется как фильм катастрофа. С одним НО. В главной роли Дуэйн "Скала" Джонсон. Тот самый крутой качок, который снимается в боевиках и продолжениях блокбастеров. Мне нравится Рок (англоязычное прозвище Дуэйна, полученное во времена выступлений в реслинге). Как-то запали его первые работы в большом кино "Широко шагая" и "Сокровище Амазонки". Были у него ещё хорошие проекты, например, "Стукач" или "План игры", но в целом, большинство фильмов со Скалой - это так или иначе боевики.
Именно по этой причине я долго откладывал просмотр данной ленты. Хотя казалось бы, один из любимых жанров, да ещё и с актёром, который вызывает симпатию, надо смотреть. Но получилось именно то, чего я и ожидал. Попробую разъяснить, почему данный фильм нужно смотреть смотреть в двух вариантах. Никаких режиссёрских версий нет, просто стоит понимать, какого плана "фильм-катастрофу" вы собираетесь смотреть. От этого будет зависеть общее впечатление от данной картины.
Вариант 1. Фильм-катастрофа с Дуэйном Джонсоном в главной роли. Сюжет повествует о бывшем военном, а ныне лётчике-спасателе, работающем в штате Калифорнии, в одном из городов поблизости Лос-Анджелеса. С первых кадров зрителю представляют во всей красе Рэймонда Гейса (Д. Джонсон). Он спасает девушку из машины повисшей в обрыве, в результате обвала горных камней, когда та двигалась по серпантину. Сцена динамичная, хоть и несколько пафосная, с учётом того, что помимо главного героя в спасательном вертолёте находились журналисты и два других члена команды, которые подвергались риску из-за опасности перегруза. Но всё обошлось в лучших традициях "на волоске от неминуемого". После вступления, нам повествуют о личной жизни главного героя.
У него есть жена Эмма (Карла Гуджино) и дочь Блэйк (Александра Даддарио). Но не всё гладко в семействе Гейсов. Жена подаёт на развод, так как собирается жить совместно с новым ухажёром - Дэниэлом Риддиком (Йоан Гриффит), который является одним из крупнейших бизнес-магнатов в сфере строительства. Его башни активно разрастаются по всему Сан-Франциско. Но не это главная причина разрыва Эммы и Рэя. Вторая дочь, которая погибла во время плавания по горным уклонам, где она была вместе с отцом, который теперь винит себя в её скоропостижном уходе. Блэйк против разрыва родителей, но увы, ничего не может сделать. Да ещё и новый приятель матери решает добросить её до Сан-Франциско на личном самолёте. Она хотела полететь с отцом, но его не отпускают со службы.
Параллельно с семейными перипетиями, зрителю показывают профессора сейсмологии Лоуренса Хейса (Пол Джаматти), в институте которого проводят научные исследования по землетрясениям. Ким Парк, коллега Хейса, сообщает, что компьютерная модель, которую изобрели учёные работает и по ней можно определить где и когда будет следующий подземный толчок. Не медля, наши герои отправляются на Дамбу Гувера, где по показаниями замечена подозрительная активность. Но оказавшись на месте, Хейс и Ким, попадают в самый эпицентр прорыва, а точнее смещения тектонических плит с последующим увеличением уровня воды, что приводит к полному разрушению дамбы. Зрителю показывают панику людей и масштаб происходящего.
Во время бедствия Ким спасает испугавшуюся девочку, но сам из-за пробитой ноги не может переместиться на спасительный край защитного сооружения, успев лишь передать девчонку Хейсу и добавить драмы фильму. После чего, проанализировав случившееся, профессор сообщает журналистам, что в разломе Сан-Андреас началось пугающее тектоническое движение, которое не предвещает ничего хорошего для всего Лос-Анджелеса и соседних районов.
Рэй летит на вертолёте на базу, когда ему приходит весть о разрушении дамбы. Начальство отправляет нашего героя на подмогу всем остальным службам на место проишествия. Но тут ему звонит Эмма и говорит, что в Городе Ангелов начались мощные толчки, а она как раз в высотке должна была встретиться с сестрой своего нового возлюбленного. Рэймонд бросает всё и летит на помощь к бывшей (формально) жене и подлетая к месту видит ужасающую картину - весь Лос-Анджелес рушится на глазах. Хейсу и его коллегам-студентам также достаётся, ведь институт профессора в каких-то 26 км от места эпицентра. Сейсмолог кричит всем в здании: "залезайте под стол и сгруппируйтесь!" (всё логично и правильно, но мне было немного смешно).
Здесь я, пожалуй, остановлюсь. Так как начиная со спасения Эммы, криков профессора и последующих действий Блэйк с её новыми молодыми спутниками на фоне цунами, фильм становится слишком неправдоподобным, чтобы воспринимать его всерьёз и как-то сопереживать главным героям. Музыкальное сопровождение в духе супергеройских фильмов, также не добавляет оптимизма, что зритель увидит что-то драматичное. Скорее саундтреки подводят нас к эпической развязке. Сцены классные, как и графика, но антуража, характерного для подобных лент нет. Также многовато клише, что в целом не плохо, но большинство почти явно слизаны с того же "Послезавтра" (2004). Но если голландский режиссёр Роланд Эммерих чувствует себя в подобном жанре как рыба в воде, то постановщику этого фильма явно не достаёт умения в постепенном нагнетании атмосферы неминуемого.
Момент с показом самого разлома - это почти один в один разлом шлейфа вначале фильма Эммериха. Только там действие происходит в Антарктиде, здесь в Лос-Анджелесе. И сцена с падением Кима на дамбе, почти аналогична той, где Фрэнк проваливается вследствие разрушения стекла галереи. Тут Ким спасает девочку, жертвуя собой, там Фрэнк обрезает канат, чтобы не утащить за собой двоих друзей. Ну а сцены в стиле: "в самый последний момент" - это основное в фильме. Само добавление научных объяснений событиям со смещением плит, в принципе, звучит убедительно. Хотя, толку от этого мало, так как персонажи профессора и Рэя по сути не связаны общей историей, если не считать самого землетрясения. И складывается ощущение, что смотришь два фильма в одном. Чтобы не продолжать перечислять минусы, переходим ко второму варианту.
Вариант 2. Фантастический боевик с элементами катастрофы с Дуйэном Джонсоном в главной роли. Сюжет я обрисовал выше. Он незамысловат. Именно по этой причине, данный фильм нужно смотреть как кино со Скалой в главной роли.
В таком случае, вы сможете насладиться эпичными сценами с разрушениями Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Понаблюдать за покорением цунами героями Джонсона и Гунджино. Да, они на катере "оседлают" огромную волну, встретив её лицом перед собой. Здесь так же будут классные сцены, где Эмма взбирается по разваливающемуся высотному монолиту на крышу, а Рэй, пытаясь успеть к жене, лавирует между падающими со всех сторон небоскрёбами.
Можно будет посмотреть, как Риддик (не Вин Дизель) показывает своё истинное нутро и бросает Блэйк зажатой в машине, после обрушения подземной парковки. Трусливо и гнусно убегает, прячась и не чураясь отпихивать под летящие и падающие сооружения обычных людей, лишь бы спасти свою шкуру. Ну а сцена, где Дуэйн Джонсон пускает слезу - просто смак. И вот если отнестись к просмотру этого фильма в подобном ключе, то он совсем неплох.
Подводя итог. Данное кино не столько о катастрофе, сколько о главных героях в условиях разрушительной силы стихии. Фильм о героизме, в котором нельзя опускать рук и сдаваться. Здесь прекрасная визуальная составляющая, но напрочь отсутствует драматическая линия. Точнее она есть, но почти с первых кадров зритель понимает, что всё закончится хорошо. Для главных героев уж точно. В этой ленте нет главного, что характерно для кино в жанре "катастрофа": атмосферы и присущего напряжения, отчего не получается переживать за главных героев.
Даже не вдаваясь в научную терминологию, тут сам профессор не играет по большому счёту никакой роли. Его предупреждения о том, что людям надо покидать такие-то места, так как скоро от них ничего не останется, это всё понятно и без его речей. Люди и так бегут кто куда, а процесс организованной эвакуации зрителю не показывают, так как упор делается на герое Скалы. И он хорош в типичном образе крутого парня, но увы, из-за этого страдает сама структура подобных жанров. Хотя неплохо показаны сцены, где заметно что Дуэйн большинство трюков исполняет сам. Карла Гуджино вполне естественно дополняет своей ролью мужественного главного героя. Александра Даддарио с эффектной внешностью отыгрывает почти типичную роль дочери крутого отца.
Фильм скорее для американского зрителя, который любит подобное и привычен к такому повествованию. Многие разочаруются после просмотра, если будут настроены на что-то в духе "2012" или "Послезавтра". Но фильм не так плох, если рассматривать его как боевик с Дуэйном Джонсоном. И в таком случае его можно смотреть вечером дома, он не грузит, а наоборот расслабляет. Ты просто наблюдаешь и знаешь чем закончится, но красивая визуальная составляющая на экране вызывает приятное ощущение. Если говорить об оценке, то она нейтральная. Это не самый плохой фильм, но и восторга он не вызывает. И по сути, кроме сцен разрушения, он ничем не запоминается. Ну ещё, на мой взгляд, есть классная музыкальная тема: Sia - California Dreamin. С неё начинаются вступительные титры и она же звучит в завершении.