Все мы ещё со школьной парты знаем легенду о "Испытании вер" князем Владимиром и последующем за этим крещением Руси в греческой традиции. Данное решение вопреки легенде было в большей степени обусловлено дипломатией, Византийская империя была сверхдержавой для своего времени, да и принцип цезаропапизма(цезарь главнее папы) звучит привлекательнее, чем папоцезаризм(папа главнее цезаря), плюс ко всему греческие миссионеры уже давно проповедовали свою веру. С тех пор православная Русь, а в последствии Россия пошла по своему пути. Но порой бывает интересно, а что если бы Владимир в поворотном 988 году сделал иной выбор?
Бабочка взмахивает крыльями, история меняет свой ход:
Посовещавшись с боярами, князь объявляет о своём выборе и после крещения, допустим в условном "каком-нибудь бурге" на востоке Священной Римской Империи, получает от Папы Римского титул - Rex Russiae(Король Руси). С этого момента начинается длительный процесс обращения Руси в христианство латинского обряда, который закончится приблизительно в XV-XVI веках. А сама Русь после великого раскола встаёт на сторону Папы.
Очевидные и не очень изменения:
В первую очередь изменение отразится на русском языке, потому что вместо привычной кириллицы будет использоваться алфавит на основе латиницы.
Уменьшится поток прямых заимствований из греческого, как в современном хорватском варианте сербохорватского, где греческие слова заимствовались через латинских "посредников", также не родится человека с отчеством Артёмович, как и самих Артёмов на Руси, имя-то греческое. Даже самоназвание "Россия" не возникнет, вместо него начиная с XVI века в ходу будет латинское "Рутения". В этой временной линии не будет места паники из-за повышения цен на гречневую крупу, завезённую на Русь из Византии примерно в IX-X веке, возможно главной крупой на обеденном столе станет чечевица. Мы также раньше перейдём на грегорианский календарь. Идеи славянофилов не возникнут, потому что зачем спорить на тему является ли Россия частью Запада или нет, если и так понятно, что является.
Русские рыцари и крестовые походы:
Поскольку Русь отделяет христианскую Европу от восточных степей, населённых кочевниками, исповедующих тенгрианство, то создаются первые русские рыцарские ордена для обращения еретиков в праведную веру, похожие процессы происходят вблизи прибалтийских лесов, где ещё долгое время будет сохранятся местное язычество. Балтийские земли стали полем распри между русскими и немцами за симпатии Римских пап. Русские дружинники активно участвуют в крестовых походах против мусульман, а начиная с четвёртого и против православной Византии. Византия падёт в любом в случае, будь-то под натиском католиков или мусульман, в мире не останется сильной православной державы и у православных стран поменьше просто не останется выбора, кроме как присягнуть на верность Папе. После чего на вселенском соборе в Риме будет провозглашена унификация церквей.
Монгольское иго и русская реконкиста:
Но беда приходит оттуда откуда не ждали, далеко на востоке на конях скачет орда, ведомая ханом, что желает создать империя от океана до океана. Силы были явно не равны, и большая часть Руси попадает в зависимость и вынуждена выплачивать дань, кроме Новгорода, чья земля это леса и болота, делающая её не пригодной для прохождения конной ордой, поэтому заключается соглашение, согласно которому Новгородский герцог получает ярлык и право сбор дани с городов русских. Великий Новгород становится самым влиятельным герцогством на Руси, которое также имеет огромные доходы с торговли в Балтийском море. Постепенно, шаг за шагом, Русь избавляется от зависимости от татаро-монгол к XIV веку в решающей битве на Куликовом поле.
В ходе освобождения многочисленные русские территории были захвачены литовцами, судьба Литвы была предрешена, ведь её территория находилась между интересами Польши и Рутении и в XV веке Литва перестаёт существовать. Пользуясь авторитетом защитников веры, русские короли совершают миссионерские походы в Сибирь. В Новгороде также открывается первый русский университет.
Реформация и завершение:
Началом реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций - особых документов, что давали владельцу прощения всех его грехов. В реальности это событие стало поворотным для европейской истории, привело к вольной трактовке Библии за счёт перевода оной на понятным народу родной язык, а не латынь, что привело возникновению независимых церквей по типу Лютеранской, Англиканской и Кальвинистской.
Реформация проникает через тесные связи с северной Европой, реформаторов в России стали называть раскольниками. В новом учении русский король видит возможность сосредоточить больше власти в своих руках и обращается в новую веру, так Рутения становится протестантской страной, библия переводится на русский, а старообрядцы-католики бегут в Сибирь, где и живут поныне по обычаям предков, вместе с новой верой проникает и новая протестантская трудовая этика, Рутения встаёт на путь капитализма, в страну активно приглашаются немецкие зодчие и создаётся классика русской литературы, впрочем это уже совсем другая история.
На последок хотелось бы сказать, что конечно всё это могло и не произойти, никто не знает, как бы сложилась история в ином случае, особенно если развилка в X веке.