Найти тему
#velonation

Временные велодорожки — опыт Парижа, которому стоило бы поучиться московской мэрии

Весной 2020 года Париж, как и многие другие города ушел на карантин. Пока все сидели по домам, мэрия стала планировать временные велодорожки — это позволило увеличить долю велопоездок почти вдвое.

Фото вверху:  Ludovic Marin/AFP/Getty.
Фото вверху: Ludovic Marin/AFP/Getty.

Париж — не Москва, и может похвастаться условиями, которые считаются идеальными для велотранспорта. Климат теплый, рельеф плоский, а две трети поездок — короче 3 км. Но эффект от этого все равно был так себе: в 2010 году только 1.6% поездок в городе приходилось на велосипеды, а к 2020, уже после того, как мэрия стала активно строить велодороги, эта доля выросла совсем чуть-чуть — до 1,9%. Серьезный прорыв случился благодаря оперативным действиям во время пандемии. Недавно мэрия французской столицы опубликовала подробный доклад, который рассказывает, как сделать лимонад из лимонов, которые преподносит тебе жизнь. Главное — не тормозить.

Когда случилась пандемия, мэрия быстро сообразила, что по выходу из карантина может возникнуть большая проблема: не все рискнут поехать на общественном транспорте, а если люди пересядут на частные автомобили, то дорог на всех не хватит. Поэтому решено было активней развивать велоинфрастуктуру. Город рассчитывал решить как тактические задачи — избежать транспортного коллапса и сделать воздух чище, так и стратегические — заложить основу для дальнейшего развития велотранспорта. Велодорожки в Париже строили все последние годы, но в начале 2020 года мэрия сменила подход к их проектированию: тщательная оценка уступила место методу проб и ошибок.

Фото: Samuel Boivin—NurPhoto/Getty Images
Фото: Samuel Boivin—NurPhoto/Getty Images

21 апреля в городе учредили “велосипедный комитет”, а к 11 мая он начал действовать — в следующие полторы недели в Париже появлялось по 5 км новых велодорожек в день. Конструктивно они были разными, в зависимости от типологии улицы, и зачастую мэрия не ограничивалась краской — во многих местах велоинфраструктуру отделяли от проезжей части с помощью столбиков и бордюров. Отдельно позаботились о связности — в Париже верно рассудили, что  привлекательность временных велодорог зависит от их протяженности и связи с другой инфраструктурой. Люди охотней едут на велосипеде, если могут оставаться в безопасности на протяжении большей части поездки.

При этом в городе старательно мониторили, насколько активно используется новая велоинфрастуктура. Теперь мы знаем, что в июле 2020 велосипедов на парижских улицах было почти вдвое больше, чем в июле 2019. После опроса велосипедистов в двенадцати разных локациях выяснилось, что только 42% из них ездили на велосипеде по городу до декабря 2019 года, 14% начали ездить во время транспортной забастовки (она случилась в канун пандемии), а остальные присоединились уже после начала ковида. Доля женщин среди велосипедистов тоже выросла — с 36 до 41%.

Большая часть временной инфраструктуры, появившейся в городе год назад, показала эффективность и существует до сих пор. А 62% жителей Большого Парижа поддерживают превращение этих временных дорожек в постоянные. Мэр Анн Идальго уже пообещала это сделать.