Семейная форма обучения даёт детям и родителям свободу. В то же время перед отделом образования стоит ряд задач по работе с семьями на СО, одна из которых — осуществлять контроль.
Наш автор побеседовала с заместителем руководителя Отдел образования Исполнительного комитета Спасского муниципального района республики Татарстан Людмилой Сергеевной Рыбаковой.
Людмила Сергеевна, чем затруднена ваша работа с семьями на СО? Можем ли мы, родители СОшников, как-то облегчить Ваш труд?
- Важно идти на контакт, разговаривать, и делать это так, чтоб ни у вас не оставалось вопросов, ни у нас их не возникало.
- Грамотно оформлять все уведомления в указанные сроки, все нюансы прописаны в нормативных документах.
Мы своевременно родителям говорим, до какого числа они должны подать уведомление. А наша задача вовремя всё зарегистрировать, записать в журнал. Какого числа прикрепились к школе? Несколько раз в школу звоню: «Пришли ли такие-то для промежуточной аттестации?»
Уточняю у родителей, хотят ли они аттестацию в этой школе сдавать? Все ли условия школа им создала? Хотя родители изначально сами на себя берут ответственность. Школа только для прохождения промежуточной аттестации зачисляет семейников.
Существует оторванность родителей от школы. Некоторые не следят за нормативной базой, так как нелегко быть постоянно в системе образования.
Какие условия обязательны, чтобы допустить ребёнка к государственной итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классе?
Для получения свидетельства там особые условия. Детей нужно включить в муниципальную, а потом и в региональную базу.
Самое главное для допуска к ГИА — это отсутствие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение, изложение, а в девятом классе собеседование по русскому языку.
Отдел образования проверяет, обеспечили ли родители семейников прохождение промежуточной аттестации, особенно при переходе от начальной школы к основному общему образованию и от основного к среднему. Т.е. мы смотрим, сдали ли семейники аттестацию за 4 и 9 класс.
Поэтому каждый родитель после прохождения ребёнком аттестации в том или ином образовательном учреждении предоставляет отчёт.
Если промежуточную аттестацию проходят не в муниципальных, государственных учреждениях Республики, а в виртуальных школах, родители должны выяснить, есть ли у этой школы лицензия образовательной деятельности, аккредитация. Как правило, мы проверяем это вместе.
Если ребёнок не сдал промежуточную аттестацию, родители должны ему помочь ликвидировать задолженность, потому что взяли на себя эту ответственность.
Например, написали заявление на аттестацию в этом году и сдали. Не подали заявления — на будущий год должны сдать экзамены за два класса. Поэтому проходить рекомендуем каждый год, чтобы ребёнку легче было, и вы могли контролировать, было ли у ребёнка какое-то отставание или нет.
Но если ребёнок сдавал промежуточную аттестацию и не сдал, пересдавал и снова не сдал, мы вынуждены посадить его в школу на очное обучение.
Мы всегда разъясняем, что будет в случае невыполнения данных обязанностей. Мы ведём учёт детей, получающих семейное образование, оформляем всё в журнал, потому что нам нужно постоянно контактировать с родителями, и у нас в принципе взаимодействие с родителями построено.
Как родителям на СО лучше всего выстроить отношения с работниками отдела образования? Может быть, есть какой-то положительный опыт?
С некоторыми родителями очень доверительные отношения. Они фотоотчёт высылают. Сами изъявили желание показывать, как они занимаются дома. Присылают фото работ, видео, как они читают присылали — очень интересно. Я рада, что мы нашли такое взаимопонимание, и за детей я спокойна.
Так бывает, когда родители вникают в суть семейного образования. У них семейное образование не ради того, чтобы ребёнок был дома, а ради того, чтобы дома по своей методике обучать, или у ребёнка какие-то особенности, и родитель сам обучает. У нас есть опыт, когда у родителей педагогическое образование.
Опять же хочу сказать, что если в начальной школе этого достаточно, то в старших классах, чтобы освоить программу, родителям помочь ребёнку тяжело. Да, есть родители, которые репетиторов нанимают и обучают детей онлайн. Но ведь можно и сочетать семейную форму с очной.
Расскажите про смешанную форму обучения.
Те предметы, которые легко даются ребёнку, он осваивает на семейном обучении самостоятельно. А те, которые не удаются, и родители не могут донести ребёнку, он изучает в школе очно.
Сколько семей на СО в нашем районе?
В нашем районе 6 детей из 5 семей. Все с первого по четвёртый класс. У нас давно уже семейники есть. Переходят на СО по разным причинам. В прошлом году у нас была одна ученица, которая успешно, даже очень хорошо прошла промежуточную аттестацию в муниципальной школе. И эта же семья и второго ребёнка на семейное образование перевела. Они уже прикрепились к школе у нас, прошли промежуточную аттестацию успешно.
Больше ли детей переходят на СО в связи с пандемией и удалёнкой?
Совершенно нет. У нас как-то всё наоборот, после пандемии дети скучают по школе, по общению.
Какие ошибки не стоит совершать при переходе на семейную форму обучения? Может быть, есть примеры отрицательного опыта взаимодействия с родителями на СО?
Отрицательный опыт — это когда родители хотят просто убежать от ответственности.
Ребёнка нужно собрать в школу, погладить ему форму, постирать, прибрать спортивную форму, отвести в школу и встретить, прийти на родительское собрание. Были родители, которые совершенно воспитанием детей не занимались. Ребёнка, предположим, не допустили к итоговой аттестации в школе.
Не хотят ходить в школу, и дома самостоятельно не занимаются. Айда на семейное образование! Как им кажется — это лишь бы не ходить в школу, но это не так. Если дома заниматься, то это очень-очень много времени, сил и материальных затрат.
Есть ли среди семейников нашего района дети, которыми бы Вы могли гордиться? Победители олимпиад, конкурсов, или ребята, у которых есть спортивные достижения?
Всё качественно освоить на семейном образовании очень сложно, поэтому лауреатов олимпиад и конкурсов нет. А вот спортивные достижения есть, в этом году по плаванию. Учебные достижения отстают. Во внеурочной деятельности, в спортивных мероприятиях дети на семейном образовании участвуют с удовольствием.
На мой взгляд, именно учитель на уроке прививает культуру умственного труда, привычку думать, размышлять, быть в поиске. Дети смотрят, у кого лучше это получается, и тянутся за одноклассниками.
Мы всех ждём для участия в олимпиадах по школьным предметам, это было бы просто замечательно. Родителям нужно быть активнее в этом вопросе. Раз могут водить детей в спортивные секции, то и в олимпиадах их дети тоже пусть участвуют.
Как вовремя узнать об олимпиадах и конкурсах ученикам на СО, если есть желание представлять свой регион? Обычно ученики узнают в школе, а как быть детям на СО?
Пожалуйста, приходите к нам, в отдел образования, мы обязательно всё расскажем. До каждого, конечно, мы сами не сможем индивидуально сведения доносить, таких условий нет. В нормативно-правовой базе есть огрехи.
На сайте Всероссийских Олимпиад школьников вы найдёте всё сопровождение, начиная со школы и заканчивая муниципальным этапом. Ещё олимпиад перечневых тоже много.
Как использовать дополнительные кружки, дополнительное образование?
У вашего ребёнка должно быть портфолио. Это оценка достижений ребёнка: грамоты, внеурочные достижения, учебные достижения, обязательно результаты промежуточной аттестации. Грамоты из школьных кружков, учреждений дополнительного образования, индивидуальная характеристика работ.
Может быть, вы к психологу ходили. Я не хочу сказать, что должно быть заключение психолога, нет. Какие-то рисунки, которые он сделал на консультации.
Ребёнок уже понимает, что это его портфель достижений, это его результаты, он потом сам уже будет стремиться и дальше его пополнять. Ну конечно же, олимпиады предметные. Они дают баллы, помогают поступить в вузы.
Поэтому обязательно нужно обратить внимание на портфолио.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Приглашённый гость: заместитель руководителя Отдела образования Исполнительного комитета Спасского муниципального района республики Татарстан Людмила Сергеевна Рыбакова
Разобралась с пожеланиями отдела образования к семейникам: Наталья Пахомова, педагог-психолог дошкольного образования, мама четверых погодок, трое на СО
Читайте другую статью автора:
Определите тип мышления вашего ребёнка, чтобы помочь ему в обучении
Как организовать семейное обучение с четырьмя погодками и не сойти с ума
Школа и СО: опыт многодетной мамы
Читайте также другие наши статьи:
Для кого составлены школьные программы?
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.