Найти тему

Интервью с зам.руководителя отдела образования: как родителям избежать проблем на семейном обучении

Семейная форма обучения даёт детям и родителям свободу. В то же время перед отделом образования стоит ряд задач по работе с семьями на СО, одна из которых осуществлять контроль.

Наш автор побеседовала с заместителем руководителя Отдел образования Исполнительного комитета Спасского муниципального района республики Татарстан Людмилой Сергеевной Рыбаковой.

Людмила Сергеевна, чем затруднена ваша работа с семьями на СО? Можем ли мы, родители СОшников, как-то облегчить Ваш труд?

  • Важно идти на контакт, разговаривать, и делать это так, чтоб ни у вас не оставалось вопросов, ни у нас их не возникало.
  • Грамотно оформлять все уведомления в указанные сроки, все нюансы прописаны в нормативных документах.

Мы своевременно родителям говорим, до какого числа они должны подать уведомление. А наша задача вовремя всё зарегистрировать, записать в журнал. Какого числа прикрепились к школе? Несколько раз в школу звоню: «Пришли ли такие-то для промежуточной аттестации?»

Уточняю у родителей, хотят ли они аттестацию в этой школе сдавать? Все ли условия школа им создала? Хотя родители изначально сами на себя берут ответственность. Школа только для прохождения промежуточной аттестации зачисляет семейников.

-2
Существует оторванность родителей от школы. Некоторые не следят за нормативной базой, так как нелегко быть постоянно в системе образования.
Какие условия обязательны, чтобы допустить ребёнка к государственной итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классе?

Для получения свидетельства там особые условия. Детей нужно включить в муниципальную, а потом и в региональную базу.

Самое главное для допуска к ГИА — это отсутствие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение, изложение, а в девятом классе собеседование по русскому языку.

Отдел образования проверяет, обеспечили ли родители семейников прохождение промежуточной аттестации, особенно при переходе от начальной школы к основному общему образованию и от основного к среднему. Т.е. мы смотрим, сдали ли семейники аттестацию за 4 и 9 класс.

Поэтому каждый родитель после прохождения ребёнком аттестации в том или ином образовательном учреждении предоставляет отчёт.

Если промежуточную аттестацию проходят не в муниципальных, государственных учреждениях Республики, а в виртуальных школах, родители должны выяснить, есть ли у этой школы лицензия образовательной деятельности, аккредитация. Как правило, мы проверяем это вместе.

-3

Если ребёнок не сдал промежуточную аттестацию, родители должны ему помочь ликвидировать задолженность, потому что взяли на себя эту ответственность.

Например, написали заявление на аттестацию в этом году и сдали. Не подали заявления — на будущий год должны сдать экзамены за два класса. Поэтому проходить рекомендуем каждый год, чтобы ребёнку легче было, и вы могли контролировать, было ли у ребёнка какое-то отставание или нет.

Но если ребёнок сдавал промежуточную аттестацию и не сдал, пересдавал и снова не сдал, мы вынуждены посадить его в школу на очное обучение.

Мы всегда разъясняем, что будет в случае невыполнения данных обязанностей. Мы ведём учёт детей, получающих семейное образование, оформляем всё в журнал, потому что нам нужно постоянно контактировать с родителями, и у нас в принципе взаимодействие с родителями построено.

Как родителям на СО лучше всего выстроить отношения с работниками отдела образования? Может быть, есть какой-то положительный опыт?

-4
С некоторыми родителями очень доверительные отношения. Они фотоотчёт высылают. Сами изъявили желание показывать, как они занимаются дома. Присылают фото работ, видео, как они читают присылали — очень интересно. Я рада, что мы нашли такое взаимопонимание, и за детей я спокойна.

Так бывает, когда родители вникают в суть семейного образования. У них семейное образование не ради того, чтобы ребёнок был дома, а ради того, чтобы дома по своей методике обучать, или у ребёнка какие-то особенности, и родитель сам обучает. У нас есть опыт, когда у родителей педагогическое образование.

Опять же хочу сказать, что если в начальной школе этого достаточно, то в старших классах, чтобы освоить программу, родителям помочь ребёнку тяжело. Да, есть родители, которые репетиторов нанимают и обучают детей онлайн. Но ведь можно и сочетать семейную форму с очной.

Расскажите про смешанную форму обучения.

Те предметы, которые легко даются ребёнку, он осваивает на семейном обучении самостоятельно. А те, которые не удаются, и родители не могут донести ребёнку, он изучает в школе очно.

Сколько семей на СО в нашем районе?

В нашем районе 6 детей из 5 семей. Все с первого по четвёртый класс. У нас давно уже семейники есть. Переходят на СО по разным причинам. В прошлом году у нас была одна ученица, которая успешно, даже очень хорошо прошла промежуточную аттестацию в муниципальной школе. И эта же семья и второго ребёнка на семейное образование перевела. Они уже прикрепились к школе у нас, прошли промежуточную аттестацию успешно.

Больше ли детей переходят на СО в связи с пандемией и удалёнкой?

Совершенно нет. У нас как-то всё наоборот, после пандемии дети скучают по школе, по общению.

Какие ошибки не стоит совершать при переходе на семейную форму обучения? Может быть, есть примеры отрицательного опыта взаимодействия с родителями на СО?

Отрицательный опыт — это когда родители хотят просто убежать от ответственности.

Ребёнка нужно собрать в школу, погладить ему форму, постирать, прибрать спортивную форму, отвести в школу и встретить, прийти на родительское собрание. Были родители, которые совершенно воспитанием детей не занимались. Ребёнка, предположим, не допустили к итоговой аттестации в школе.

Не хотят ходить в школу, и дома самостоятельно не занимаются. Айда на семейное образование! Как им кажется — это лишь бы не ходить в школу, но это не так. Если дома заниматься, то это очень-очень много времени, сил и материальных затрат.

Есть ли среди семейников нашего района дети, которыми бы Вы могли гордиться? Победители олимпиад, конкурсов, или ребята, у которых есть спортивные достижения?

В этом году у семейников г. Болгар есть достижения по плаванию
В этом году у семейников г. Болгар есть достижения по плаванию

Всё качественно освоить на семейном образовании очень сложно, поэтому лауреатов олимпиад и конкурсов нет. А вот спортивные достижения есть, в этом году по плаванию. Учебные достижения отстают. Во внеурочной деятельности, в спортивных мероприятиях дети на семейном образовании участвуют с удовольствием.

На мой взгляд, именно учитель на уроке прививает культуру умственного труда, привычку думать, размышлять, быть в поиске. Дети смотрят, у кого лучше это получается, и тянутся за одноклассниками.

Мы всех ждём для участия в олимпиадах по школьным предметам, это было бы просто замечательно. Родителям нужно быть активнее в этом вопросе. Раз могут водить детей в спортивные секции, то и в олимпиадах их дети тоже пусть участвуют.

Как вовремя узнать об олимпиадах и конкурсах ученикам на СО, если есть желание представлять свой регион? Обычно ученики узнают в школе, а как быть детям на СО?

Пожалуйста, приходите к нам, в отдел образования, мы обязательно всё расскажем. До каждого, конечно, мы сами не сможем индивидуально сведения доносить, таких условий нет. В нормативно-правовой базе есть огрехи.

На сайте Всероссийских Олимпиад школьников вы найдёте всё сопровождение, начиная со школы и заканчивая муниципальным этапом. Ещё олимпиад перечневых тоже много.

Как использовать дополнительные кружки, дополнительное образование?

У вашего ребёнка должно быть портфолио. Это оценка достижений ребёнка: грамоты, внеурочные достижения, учебные достижения, обязательно результаты промежуточной аттестации. Грамоты из школьных кружков, учреждений дополнительного образования, индивидуальная характеристика работ.

-6

Может быть, вы к психологу ходили. Я не хочу сказать, что должно быть заключение психолога, нет. Какие-то рисунки, которые он сделал на консультации.

Ребёнок уже понимает, что это его портфель достижений, это его результаты, он потом сам уже будет стремиться и дальше его пополнять. Ну конечно же, олимпиады предметные. Они дают баллы, помогают поступить в вузы.

Поэтому обязательно нужно обратить внимание на портфолио.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-7

Приглашённый гость: заместитель руководителя Отдела образования Исполнительного комитета Спасского муниципального района республики Татарстан Людмила Сергеевна Рыбакова

Разобралась с пожеланиями отдела образования к семейникам: Наталья Пахомова, педагог-психолог дошкольного образования, мама четверых погодок, трое на СО

Читайте другую статью автора:

Определите тип мышления вашего ребёнка, чтобы помочь ему в обучении

Как организовать семейное обучение с четырьмя погодками и не сойти с ума

Школа и СО: опыт многодетной мамы

Читайте также другие наши статьи:

Для кого составлены школьные программы?

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.