Дочка вернулась из школы и говорит: мама, моя подружка постоянно ворует что-то у своей сестры.
У подруги сын брал деньги у бабушки и тратил их на игрушки. При этом игрушек (машинок) у него было немерено. Ему было лет 8 тогда. Повторялось несколько раз, и подруга его сильно ругала. Один раз он потратил деньги на подарок девочке. Потом подруга перестала открыто держать деньги в доме. Сейчас ему 10, вроде больше деньги не берёт.
Ещё одна знакомая посетовала, что заметила, как 10-летняя дочка таскает деньги у неё из кошелька. Первый случай был после развода.
Что в таких случаях делать родителям, как реагировать, как разговаривать?
Не существует одной правильной реакции на воровство: она зависит от причин, по которым ребёнок ворует и конкретной ситуации.
То есть самое главное — понять причину. И исходя из неё решить, как поступать.
Какие могут быть причины:
1. Расширение границ.
2. Желание получить «запретный плод».
3. Желание получить удовольствие.
4. Способ самоутверждения.
5. Издержки воспитания и родительский стиль. Вседозволенность. Недостаток внимания. Много табу и пр. в результате недостаток развития нравственных представлений и воли.
6. Невротическая реакция на стресс, травму (развод, смена привычного образа жизни).
7. Клептомания.
В реальной ситуации может быть комплекс причин и стечение разных обстоятельств, спровоцировавших такое поведение у ребёнка.
Что можно сделать?
А. Разделить случаи воровства на три группы в зависимости от частоты случаев. Условно:
- Разовый случай без особых причин.
- Реакция на стресс (как способ успокоиться, получить удовольствие).
- Частые случаи воровства, имеющие систематический характер.
Зачем?
Понять это случайная разовая акция или уже система. Исходя из этого действовать.
Действовать как?
Б. В первом случае лучше быть предельно деликатным и не перегнуть палку.
Вспомните своё детство. Вы никогда ни разу не стащили булочку в школьной столовой? Не угоняли велосипед соседа по даче?
Если вы вспомните, что вами руководило тогда, вам будет легче понять своего ребёнка и не осудить его, а найти способы поговорить о случившемся.
В. Начать разговор помогут сказки или рассказы, где герой что-то подобное делал и как это преодолел. Если ребёнок маленький, сказку можно составить самостоятельно с учётом вашей ситуации. Обязательно с вариантом благополучного решения для героя.
Можно оттолкнуться от приключений Алладина, «Педагогической поэмы» А. Макаренко, в приключениях Карлсона есть эпизоды.
Г. Если окажется, что ребёнок таким образом привлекает Ваше внимание, важно пересмотреть своё время, и больше общаться с ребёнком.
Д. Если окажется, что в основе воровства — утрата доверия ребёнка к Вам — придётся поставить перед собой задачу по восстановлению доверия. Задача сложная, но выполнимая. Лучше, конечно, доверие ребёнка изначально не растрачивать.
Е. Если реакция на стресс — помочь ребёнку найти другие способы успокаиваться, получать удовольствие. Лучше найти то, что ребёнку интересно, и в тоже время развивает его талант или способности.
Если же случаи воровства уже в системе, и вы теряете контроль над ситуацией, найдите специалиста и проконсультируйтесь.
Поделитесь в комментариях, в каких детских рассказах или сказках ещё описаны подобные истории?
#хакнем_родительство ( 👈подпишитесь на этот хэштег и читайте экспертный контент по теме семейных отношений)
Читайте наш канал в телеграм - по этой ссылке
Автор: #розен_марина практический психолог в образовании, кандидат психологических наук, в прошлом руководитель психологической службы частного вуза (8 лет), автор онлайн-тренажера трансформации родительских страхов, онлайн-курса для родителей "Как подготовить школу к ребёнку?", телеграмм канала "В потоке детства".
Подробнее об авторе и её курсах здесь .