Если взглянуть повнимательнее на компоновку многих ОБТ, то можно заметить одно интересное сходство – топливные баки сразу за лобовой бронёй корпуса. Разумеется, это свойственно не для всех актуальных танков, но подобная практика началась ещё во Второй Мировой и вопреки потенциальной опасности, принесла больше пользы, чем вреда.
Развитие компоновки
Если проследить компоновку танков времён довоенного и военного периода, то можно заметить две основные, основанные на центральном или переднем расположении башни. Спереди – размещение трансмиссии сразу за лобовой бронёй вместе с водителем и стрелком-радистом. В центре или ближе к лобовой части находится башня и боевое отделение с двумя или тремя танкистами, а в корме расположен двигатель и топливные баки. Исключений из этого правила практически не было. Только М3 «Гранд» располагал бак рядом с водителем и тот сложил для питьевой воды в пустынных условиях. М3 «Ли» практически не оснащались подобными ёмкостями.
Альтернатива – советский вариант с расположением двигателя и трансмиссии в корме, боевого отделения в центральной или передней части, а за лобовой бронёй находились водитель и радист. Топливные баки, зачастую, ставили по бортам. Отличный пример КВ-1 и Т-34, но опыт боевых действий полигонных обстрелов показал, что топливный бак может быть не только опасностью, но и защитой.
Этот опыт использовали в разработке танка ИС, где баки с горючим располагались по бокам от водителя. От радиста отказались в принципе, возложив его задачи на командира боевой машины. Из полученного опыта эксплуатации выяснилось, что два люка для целого экипажа крайне мало, а водитель имел ряд проблем с эвакуацией. Самая главная – он был последним на очереди и часто не успевал покинуть пылающую машины. С другой стороны, инженеры дали время экипажу на эвакуацию, а взрыв топливного бака был не таким частым явлением.
Главная причина защитных свойств баков с горючим – расходование топлива в них в последнюю очередь. В итог, огонь не всегда проникал в боевое отделение, а пылающая жидкость нередко вытекала наружу. Да – танк теряли практически безвозвратно, но с другой стороны, экипаж оставался жив.
Дальнейший опыт с эвакуацией был применён в машинах ИС-3 и ИС-4, а также средний Т-44 и Т-54. С появлением Т-64, грань между тяжёлым и средним танком была размыта, как и многие технические решения.
Почему это актуально сейчас?
При попадании в танк, топливные баки защищают больше не от кинетических, а от кумулятивных зарядов. К слову – горючее из-за своей консистенции рассеивает кумулятивную струю, снижая поражающий эффект, но вспламеняется в процессе. Чтобы компенсировать эту проблему, танки имеют автоматические системы ППО, способные изолировать повреждённый бак от общей топливной системы и нейтрализовать очаг возгорания.
Не менее интересная технология – протектирование топливных баков. Она была заимствована из авиации и действует абсолютно так же. Бак может наполняться губчатым, огнеупорным материалом, что препятствует распространению пожара. Другой вариант – самозатягивающаяся резина, которая при контакте с горючим словно сама тянется к пробоине и не даёт огню попасть в боевое отделение. В таком состоянии, танк и экипаж могут продолжать бой, но непродолжительное время. С другой стороны, пары минут может быть достаточно, чтобы ликвидировать очаг возгорания или направить машину в воду. Подобных случаев было достаточно за всю историю боевого использования танков.