Для того, чтобы начинать работать над снижением перфекционизма у себя, или у ребёнка, важно в первую очередь понять и принять, что он крайне деструктивен.
- Почему?
Об этом я писал в предыдущем материале.
Пять ключевых приёмов.
1. Замечать даже небольшие успехи своего ребёнка, и хвалить его.
Для этого нужно поменять базовый подход к общению. Родители чаще замечают что-то "неправильное" в ребенке, делая ему замечания по этому поводу.
Лучше конечно чаще замечать что-то хорошее, и поощрять ребёнка за это.
В детстве, пока ребенок маленький, родители часто хвалят его. Но вот в подростковом возрасте, многие подростки чаще получают упрёки и наказания, чем похвалу и слова поддержки.
2. Ставить последовательные и достижимые цели перед ребёнком.
Что касается достижимости.
Мы конечно изначально не знаем всех возможностей ребёнка. Эти возможности растут вместе с его развитием. Если планка побед поднимается постепенно, то это легче, понятнее и реальнее для ребёнка.
Важна динамика и вектор развития, а не только скорость.
3. Почаще переключать ребёнка, предлагать ему попробовать себя в разном.
Развивать в нём разностороннего человека.
Это касается как спорта, так и творчества, наук или повседневных навыков.
Многое конечно зависит от особенностей личности ребёнка. Если ребёнок "застревающий" - глубоко погружающийся, то из них часто вырастают отличные узкие специалисты.
И в этом случае родителям важно помочь ему "застрять" в подходящей для него области или профессии.
Но, даже для таких детей нужно быть очень аккуратными с перфекционизмом.
Разносторонне развитый человек легче добивается своего в жизни. У него целая палитра навыков, которые он может использовать.
4. Разрешить ему ошибки, и научить не бояться ошибок.
Ошибки будут обязательно. Никто ещё в этом мире не смог избежать ошибок.
Ошибки - это отличный учитель. Это наш опыт.
Поэтому, бояться неизбежного, бояться опыта - нерационально.
Можно рассказывать ребёнку и о собственных ошибках. Чтобы он понимал, что нет идеальных людей.
5. Позволить ребёнку быть собой.
Быть несовершенным. Понимать и принимать свои сильные и слабые стороны. Не прятать свои эмоции.
Про эмоции, наверное напишу отдельный материал.
Не заставлять его обязательно заканчивать всё из того, что он пробует.
Многие родители, отдавая ребенка в музыкальную школу, требуют чтобы он обязательно её закончил. Даже если ребёнок уже ненавидит эту школу.
Всё это приводит к тому, что примерно 80-85% выпускников музыкальных школ больше никогда в жизни не подходят к своему музыкальному инструменту. Никогда!
Могу сказать спасибо своим родителям, что они не заставляли меня обязательно продолжать заниматься тем, что мне не нравилось.
Своих детей я тоже не заставляю.
Если использовать все 5 вышеизложенных приёмов, то разрушительный перфекционизм у ребёнка скорее всего не разовьётся.
В принципе, эти подходы можно использовать и самому родителю, по отношению к самому себе, если у него будет желание понизить свой перфекционизм.
Правда в реальности, взрослые начинают заниматься этим только тогда, когда этот перфекционизм доводит их до ручки. Лучше конечно не доводить до такого, и начинать работать над собой пораньше.
Всем добра.