Не знаю, как у вас, а у меня в голове постоянно крутится какая-нибудь песня. Стоишь порой посуду моешь и поёшь с чувством горькой утраты «и молодая не узнает…». Или вдруг весело так затянешь: «Не страшны тебе ни дождь, ни слякоть, резкий поворот и косогор…». И в очередной раз улыбнёшься тому, что к перекрёстку выйдут «любовь и жена», будто это два разных человека.
И «Песня о шофёре», и о танкисте вошли в мой «репертуар» в одну прекрасную новогоднюю ночь. Тогда, в 1995 году, вместо традиционного «Голубого огонька» показали музыкальный фильм «Старые песни о главном». Он стал событием, с которого началась в России эпоха телемюзиклов. Но ни один из них я не запомнила так, как «Старые песни о главном». И ни один из них не стал всенародно любимым так же, как первый из трёх выпусков «Песен». Так в чём же секрет его успеха и всенародной любви?
Наверное, в самих песнях, которые выбрали авторы фильма, Леонид Парфёнов и Константин Эрнст.
Большинство из песен поистине народные! Пожалуй, в то время в каждой семье в конце застолья все хором пели «Вот кто-то с горочки спустился». А если вы вдруг из шахтёрского края, то наверняка главным номером такого вечера было затяжное мужское «А молодого коногона несут с разбитой голово-о-ой». Представляю ваше удивление, когда в «Старых песнях о главном» с пробитой головой несли уже танкиста! Трио Николая Фоменко, Сергея Мазаева и Виктора Рыбина, конечно, шедеврально спели песню «На поле танки грохотали». А Николай Фоменко просто мастерски сыграл немного пьющего «животновода».
И в этом, кстати, ещё один (даже, может быть, главный) секрет успеха фильма. В нём есть хорошо проработанный сюжет, а всем знакомые и уже тогда порядком поднадоевшие артисты предстают в новом амплуа и отлично попадают в образы.
Я вообще считаю главным связующим сюжетным звеном фильма кадры с весёлым любвеобильным красавчиком-шофёром, которого здорово сыграл Леонид Агутин. Он или имеет реальный актёрский талант, или эта роль органично вписалась в его образ тех лет. Лишь за год до «Старых песен о главном» он выпустил свой альбом-хит «Босоногий мальчик».
Ностальгия по советскому прошлому – вот ещё одна составляющая популярности «Старых песен о главном 1». И вызывают это чувство не только песни 40-х и 50-х годов, но и тщательно восстановленный антураж советского колхоза.
И тут и там заметны приметы времени. Вот, например, Гарик Сукачёв поёт «А я милого узнаю по походке» на фоне настенного ковра с «Тремя богатырями». У кого тогда не было подобного гобелена? А заметили брошь камею на груди у Лады Дэнс, его возлюбленной по фильму? Там изображена не белокурая девушка, а Сергей Есенин! Как не вспомнить моду на портреты и бюсты советских поэтов?
К слову, этот сюжет с возвращением героя Гарика Сукачёва из мест не столь отдаленных и его игру я считаю самыми удачными в фильме! В его хулиганистой, удалой и вместе с тем душевной манере исполнения песни, мне кажется, больше рокерского, чем шансонного звучания. Не случайно, многие считают автором этой песни самого Сукачёва и не догадываются, что «А я милого узнаю по походке» известна ещё с начала 1900-х.
Но есть в фильме и своеобразные «ошибки» - появляются предметы и сюжеты, не совпадающие с заявленным историческим временем.
Таким стал номер Богдана Титомира, исполнившего «Червону руту»: и одет он в стиле 70-х, и песню поёт 1970-го года написания. Да и в руках держит переносной катушечный магнитофон, который могли выпустить не раньше конца шестидесятых. Но я понимаю, почему эта песня появилась в таком инструментальном звучании и стилистике семидесятых в первом фильме – она своеобразный мостик к «Старым песням о главном 3».
А вот почему председатель колхоза ест банан?! Кукуруза была бы достовернее, ведь мы говорим о временах Хрущёва и «кукурузной лихорадке». Или не кажется ли вам странным, что герой Владимира Преснякова вернулся из армии с длинными волосами и решил, наконец-то постричься. Почему не наоборот?
В этом, на мой взгляд, скрыта тонкая ирония по отношению к не такому уж «светлому» и беззаботному коллективному счастью советского времени. Особенно показателен диалог влюблённой парочки Анжелики Варум и Игоря Николаева. На вопрос, почему у неё такие «пяточки маленькие», героиня отвечает: «Это потому что у нас такая советская власть»!
Но даже эта ирония какая-то добрая и не мешает мне пересматривать раз за разом «Старые песни о главном», скучать по моему детству и петь чудесные советские песни.
Так в чём секрет успеха фильма? Может быть, светлая ностальгия и чуть ироничный взгляд на прошлое в те времена, когда только распался СССР, беспощадно критиковалось всё советское, и обеспечили всенародную любовь?
А, может быть, новый новогодний формат, новые необычные амплуа известных артистов, новое прочтение старых песен - это главное? Всё дело в новизне?
Может быть, поэтому больше не снимают «Старые песни о главном», ведь они были хороши именно чем-то новым.
А вы как считаете?