Найти тему

Мистическая пророчица или христианская святая

Палмифера (дословно "пальму несущая") - прекрасная дева с пальмовой ветвью в руках. Кто же она? Аллегория победы, олицетворение мистического транса, христианская святая ... Все эти ответы в некоторой степени верны.

Эпоха романтизма похожа на котел алхимиков - художники, писатели и поэты использовали мифы, легенды, обряды и символы разных эпох, смешивали их, мало задумываясь о совместимости ингредиентов, и щедро удобряли лирическим пафосом. Из этого волшебного зелья родилось множество новых образов, в которых уже и не разобрать мифология и символика какого региона и какой эпохи первична. Палмифера как раз из таких.

Пальмовая ветвь. Вильям Адольф Бугро. 1894 г.
Пальмовая ветвь. Вильям Адольф Бугро. 1894 г.

Образ девушки с пальмовой ветвью в руках стал неожиданно очень популярен в эпоху романтизма. Разбирая этот образ начнем, пожалуй, с пальмы, а не с девушки.

Пальмовая символика пришла в Европу с Востока, где ветви этого дерева издревле были символами победы и триумфа. В эпоху позднего эллинизма в восточных регионах греческих полисов даже венки победителей были не лавровыми, а пальмовыми.

Аллегория Победы. Жюль Жозеф Лефевр. 1888 г.
Аллегория Победы. Жюль Жозеф Лефевр. 1888 г.

Но в целом пальмы как символические так и реальные приживались в Европе плохо. Для северных регионов это растение в искусстве долгое время оставалась не более чем разновидностью экзотического и не слишком популярного декора. А вот Византия, природно обеспеченная пальмами куда лучше, практически полностью заимствовала все символические смыслы, которыми наделял растение Древний Восток.

Святая Екатерина. Данте Габриэль Россетти. 1857 г.
Святая Екатерина. Данте Габриэль Россетти. 1857 г.

Пришедшее в регион христианство ассимилировало многое из византийской культуры под свои нужды, не обойдя вниманием и пальмовую ветвь. Она стала символом пальмового воскресенья (в России это воскресенье именуется Вербным), а заодно и символом христианства с его торжеством жизни вечной, над жизнью бренной и новой религии над старыми. Толика этого торжества досталась и отдельным святым. Так, пальмовая ветвь стала одним из символов святой Екатерины.

Великомученица эпохи раннего христианства, Екатерина проживала в Александрии, славилась красотой, добрым нравом и примечательной для тех времен начитанностью. Она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… ». Красавица приглянулась самому императору Максимину Дазе, который захотел взять ее в жены, а, получив "от ворот поворот" приказал казнить строптивую девушку, не пожелавшую сменить веру и принять предложение руки и сердца.

На поздних изображениях Екатерину часто изображают с колесом и мечом - символами ее мучений, но изначально ее знаки - это книга (символ ее "учености") и пальмовая ветвь (символ торжества ее веры).

Сивилла Палмифера. Данте Габриэль Россетти. 1866 - 1870 гг.
Сивилла Палмифера. Данте Габриэль Россетти. 1866 - 1870 гг.

Художники Возрождения не видели большой разницы между религиозным и мистическим контекстами и потому, они с легкостью заимствовали удачные образы античности для воплощения сюжетов христианских и наоборот. Они-то первыми и ввели образ Палмиферы, который на некоторых картинах именуется "Святой Екатериной", на других - просто "Мученицей", а на иных - остается вовсе без эпитета.

Интересно, что кроме пальмовой ветви Екатерину в эпоху Возрождения все еще часто пишут с книгой в руках. Но в художественной традиции к тому времени уже была и пользовалась широкой популярностью другая "девушка с книгой" - это сивилла.

Сивилла - вещая дева античного мира, прорицательница изначально весьма конкретная (исходно это было имя собственное, принадлежавшее, по-видимому, вполне конкретному человеку), а впоследствии ставшее нарицательным и объединившим в себе всех античных пророчиц. Образ был очень привлекательным и, после гибели античного мира, активно эксплуатировался в живописной традиции. В античности сивиллу изображали со свитком, но позже его место прочно заняла книга.

Мученица. Бернардино Луини. 1510 г.
Мученица. Бернардино Луини. 1510 г.

Эта книга сроднила Екатерину и античную пророчицу - в изображениях и той и другой можно видеть очевидную двухстороннюю преемственность. Образы словно сродняются, проникая друг в друга.

Именно этот синтезированный образ и привлек внимание художников - романтиков. Палмифера эпохи романтизма - наследница двух традиций античной и христианской. Она получила свою красоту от Святой Екатерины и сосредоточенный, устремленный в мистическую даль взгляд, от древней Сивиллы, а пальмовая ветвь в ее руках - это символ торжества, но не банального и повседневного, а высшего, даже не общемирового, а надмирного. Пафос Палмиферы равняет ее с благословенными девами, которых так любили воспевать поэты - романтики, но в этом образе меньше лиризма и больше торжества.

Аллегория Победы. Братья Ленен. 1635 г.
Аллегория Победы. Братья Ленен. 1635 г.