Сегодня представляю вниманию своих читателей вторую статью из цикла "Особенные дети". В прошлый раз мы говорили с вами о реакции родителей на появление в обычных образовательных учреждениях таких детей. Сейчас будем рассуждать о реакции сверстников, одногруппников, одноклассников...
Уже не один раз я наблюдала тот момент, когда в группе детского сада появляется новый воспитанник с особенностями здоровья. Обычно при знакомстве дети демонстрируют несколько вариантов поведения:
- в случае, если ребенок с ОВЗ внешне ни чем не отличается от остальных детей, его с удовольствием принимают в игру, знакомятся, пытаются "взять под опеку" как новенького;
- если "особенность" ребенка бросается в глаза (СД, например, или нарушения ОДА), то дети с опаской подходят к новичку, настороженно начинают общаться;
- если ребенок без внешних признаков ОВЗ в процессе общения начинает демонстрировать УО, агрессивность, озлобленность, гиперактивность и т.д. - то мирное общение между детьми может нарушиться, дети откажутся играть и дружить с новичком;
- бывает что, ребенок с явными ОВЗ, общаясь, проявляет дружелюбие, симпатию, с удовольствием делится домашними игрушками и легко идет на контакт - то ребята могут подружиться и даже помогать товарищу в том, что ему дается с трудом.
В школе знакомство с детьми с ОВЗ обычно проходит так же, только негативная реакция на необычного одноклассника может быть намного агрессивней, жестче.
Задача педагога, воспитателя ли, учителя, состоит именно в том, чтобы предотвратить подобную реакцию и помочь детям спокойно адаптироваться друг к другу, а ребенка с ОВЗ - еще и к новому месту обучения. Как это сделать - будет оговаривать в последующей статье.
Самое главное, на мой взгляд, не допустить принудительного общения. Что это такое? Это когда заставляют обычных, как сейчас принято говорить - нормотипичных, детей общаться с детьми с ОВЗ без их на то желания.
Например, в группу пришла девочка Вера. Вера внешне нормальная девочка, поэтому дети сначала с удовольствием начали с ней общаться, знакомиться, предлагать игрушки. Но Вера только внешне нормальная, и дети со временем понимают, что что-то в ней не так. Остальные же не толкаются, не бьют других детей по голове пластмассовым танком, не отнимают за обедом уже откушенный хлеб у Пети, не какаются в постель и не размазывают потом это по простыни.
А воспитатель настоятельно "рекомендует" с Верой дружить, а если дети отказываются - наказывает их.
В итоге - только усугубляет и без того негативное отношение к Вере...
Как бы там ни было, какой бы ни была реакция обычных детей на детей с ОВЗ, но нам все равно придется привыкать к тому, что и те, и другие будут учиться и играть вместе... Инклюзия, тудыть ее, растудыть...
Спасибо за внимание. Если вам понравилось - ставьте палец вверх, пишите комментарии, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Вам может быть интересным:
"Особенные" дети в обычных образовательных учреждениях. Реакция родителей.
Мой ребенок ничего не должен! Зачем ребенку умения и навыки, если есть мама и воспитатель?
Дети с синдромом раннего аутизма. Почему детский сад и родители должны быть "на одной волне"?