Да, именно столько пулеметных дотов времен войны находится в районе современного Села Флотское (ранее, Карань). Сначала я нашел 11 штук. Потом еще... Первые 11 показываю, остальные, попробуйте найти сами :-)
Доты построены нашими, но в 1942-м их не использовали. В 1944-м их штурмовала наша морская пехота 83-я и 255-я бригады.
За высоты, в мае 1944 года, шли ожесточенные бои, у подножья обелиска еще в 1991 году возвышалась груда осколков, собранных на высоте, высотой около метра. Сейчас, любителями металлолома, с ограждения обелиска украдены даже цепи. От подножья высоты Горная начинается Караньская долина, с трех сторон закрытая горами. С четвертой ее перекрыл карьер Балаклавского рудоуправления. Село Флотское (Карань) расположено в дальнем конце долины, к нему, среди виноградников, по долине, от Ялтинского шоссе вьется дорога. От этой дороги, по склону высоты Горная идет грунтовка к поселку 10-го км. В районе этой грунтовки удалось найти обломки еще одного СЖБОТ, позднего типа.
Следующая огневая точка, так же относится к позднему типу. Нужно сказать, что, несмотря на то, что постройка этой линии укреплений была начата еще в августе 1941г., на ней встречаются огневые точки разных периодов постройки, в различной степени сохранности. Располагаются они, в основном, вдоль скатов высот от в. Горная до деревни Флотское (Карань). Далее до Мраморной балки прослеживаются только дзоты и остатки землянок. Если двигаться от высоты Горная до высоты, на которой когда-то находился ветряк ЦАГИ (высота 133,1), можно найти остатки пяти СЖБОТ, построенных в ноябре-декабре 1941г. Искать доты в районе Карани лучше пешком, пройдя по скатам долины. Второй сборный ж/б дот находится всего в 550 метрах вершины высоты Горная. Он сохранился в отличном состоянии, отсутствует только крыша.
Дот примостился на уступе скалы над дорогой. В районе амбразуры видны два попадания пуль из противотанкового ружья, верного средства советской пехоты против огневых точек, и у немцев и у советских войск. Судя по калибру, огонь велся из немецкого противотанкового ружья.
Двигаясь на той же высоте вдоль склона, под линией электропередач натыкаешься на раскат характерных блоков. Это остатки разбитой сборной железобетонной точки, поздней постройки. В 50м выше по склону, расположен еще один СЖБОТ, построенный в январе 1942г. Он сохранился почти полностью, отсутствует только крыша. До недавнего времени на одной его амбразуре сохранялась заслонка (увы, ныне она утрачена). Она представляла собой стальной лист, толщиной 10 мм, вырезанный по размеру амбразуры. Лист откидывается вниз и имеет смотровую щель в центральной части. Щель закрывается поворотной задвижкой, управляемой изнутри ручкой. Фиксация бронезаслонки в закрытом положении предусматривалась веревкой или проволокой, для чего к заслонке изнутри было приварено маленькое колечко. Второе колечко находилось на рамке заслонки. Если дот, расположенный ниже по склону, являлся продолжением линии обороны, то дот, расположенный выше, имел совсем иную задачу.
Поднявшись на вершину высоты, обнаруживаешь целый комплекс сооружений. Это т.н. «Ветряк ЦАГИ», командный пункт первого сектора обороны. Найти его совсем просто, он расположен под ЛЭП, в 70 метрах от дороги, проходящей над скатами Караньской долины к в/ч , расположенным в районе высот Кая-Баш ( в большинстве своем в/ч уже брошены) и поселка Джаншиев, и далее до Георгиевского монастыря.
КП 1-го сектора, был вырублен в скале, и отлично оборудован. На вершине высоты, где до этого располагался небольшой пещерный монастырь 8 в.н.э. в 30-е годы была установлена экспериментальная ветроэлектростанция. Поэтому и высота получила наименование «ветряк ЦАГИ».
В августе 1941года на вершине высоты, рядом с домиком ветроэлектростанции, был построен СЖБОТ (раннего типа со сквозником)
Когда стал вопрос о размещении КП сектора, вышка этой электростанции была использована сначала, как наблюдательный пункт, а затем, в районе вышки в домике ветряка был оборудован КП. Рядом с домиком была оборудована небольшая полевая АТС, для которой было построено небольшое полуподземное помещение с подземным ходом в основные помещения КП, вырубленные в скале. Рядом были вырублены капониры для автотранспорта.
Командный пункт находился в 5-7 км от линии боевых действий, но обеспечивал неплохой обзор Балаклавского района. Во фронтальной части высоты была вырублена глубокая траншея, охватывающая высоту, траншея выходила в ров, который был вырублен в тыловой части высоты. В ров шел заезд, и в нем были сделаны укрытия для автотехники. Сам КП располагался внутри скального массива, его помещения были вырублены в скале. Из помещений КП шли выходы во фронтальную траншею и в ров. Еще один подземный ход шел к бетонной наблюдательной вышке, располагавшейся рядом с металлической четырехногой мачтой ветряка и к АТС. КП был окружен тремя СЖБОТами.
При отходе советских войск 29-30 июня 1942 года, входы в КП были взорваны. Была взорвана башня НП, поэтому, в настоящее время попасть внутрь КП удалось только по выкопанному «черными археологами» узкому ходу. Внутри КП представляет собой каменный хаос и особого интереса не представляет. От самого ветряка ЦАГИ сохранились только фундаменты 4-х опор, все остальное было срезано любителями черного металла. Опоры массивные, с могучими соединительными заклепками. Из трех СЖБОТов, окружавших КП сохранился всего один Два других СЖБОТа, защищавшие КП были разрушены еще при штурме этой позиции немецкими войсками.
Но бои в этом районе велись не только в 1942-м. В 1944-м эту позицию штурмовали и советские войска. На остатках КП в 1944г. немцы оборудовали свой опорный пункт обороны, с использованием двух уцелевших СЖБОТов. На вершине горы были вырублены в скале позиции для 4 самоходных орудий StugIIIG (их окопы шире, но мельче, чем для танка). Кроме того, там же расположены еще два окопа меньшей ширины - укрытие транспортера боеприпасов. При строительстве одной из позиций были использованы блоки от разрушенного СЖБОТ (1-го поколения). Датировка этой позиции сомнения не вызывает, т.к. между камнями позиции застряли пули от трехлинейной винтовки и осколки снарядов.
На всем протяжении от высоты Горная до КП 1-го сектора (около 1 км) идут две линии окопов: более узкие немецкие и более широкие, с ячейками советские. Высота, на которой находится КП 1-го сектора, расположена над балкой, идущей из долины на плато.
По балке проходила грунтовая дорога из долины. С одной стороны ее охранял СЖБОТ КП, с другой, находился еще один дот, тоже сборный железобетонный. Сейчас он читается только в виде ямы со спуском в нее и россыпи характерных блоков перед ней. Блоки принадлежат СЖБОТ 1-й серии., однако часть блоков принадлежит СЖБОТ более поздней серии.
Далее линия дотов огибает долину и… идет непонятное: один из СЖБОТов был в 1971 году засыпан грунтом. Он располагался в 250 м от разбитого дота. Причина столь странного поведения военных строителей (а это были самосвалы строительной в/ч) совершенно непонятна. (Впрочем, точно так же был засыпан дот № 9 тылового рубежа в районе шоссе Севастополь -Симферополь). Буквально в 50-70 м от засыпанного дота, находится еще один- странной конструкции. Верхняя его часть сложена из блоков поздней серии, а низ из характерных камней 1-й серии. Арматура, скрепляющая эти камни толстая до 20мм (как и положено), что никогда не встречается у СЖБОТов поздней постройки. Получается, что строительство некоторых дотов было начато в августе 1941г., но завершено не было. Достраивали СЖБОТы уже позже, из других блоков.
Продолжая обходить долину на одном уровне, на вершине небольшого холма, оккупированного полуброшенными дачами находим большой сборный ж/б дот ранней серии, имеющий бетонный сборный сквозник. Блоки характерные и арматура, как у дотов ранней серии, использованная для скрепления блоков дота толстая (до 20мм). Однако у него, как и у большинства остальных отсутствует крыша. Спустившись от дота со сквозником (№7) вниз по тропинке (около 70 метров) у скалы натыкаемся на еще один дот, небольшой, приземистый СЖБОТ, сложенный из толстых блоков. Дот датируется декабрем 1941г. Он почти в идеале, но… опять без крыши. На границе села с виноградником, под забором частного владения есть еще один дот. Он сохранил даже крышу, но сильно избит бронебойными пулями или мелкокалиберными снарядами. Однако, если приглядеться, он состоит из разных блоков. Низ его сложен из камней 1-й серии, фронтальная часть (сильно побитая осколками и пулями) из блоков января-декабря 1941г. А боковая стенка опять же сложена из камней раннего периода. Т.е. дот однозначно был разбит в 1942г. и был реставрирован к 1944 году.
На расстоянии 50 м от дота № 9 (рядом со зданием церкви) есть старый дом, в котором размещался штаб 456 полка (сводный полк НКВД). А пустырь ниже дома, это ничто иное, как кладбище бойцов 456 полка, ничем (и никем) не обозначенное. Чуть впереди, между виноградником и горным лесом видна отдельно стоящая группа деревьев, под которыми находится небольшое кладбище бойцов советской армии, освобождавших Севастополь. Там лежат бойцы Новороссийской горнострелковой дивизии. Если от ограды кладбища подняться на 30-40 м вверх, то можно найти остатки еще одного дота. СЖБОТ сильно разрушен, но понять, что это, вполне возможно. Батальонный опорный пункт в районе Флотского по схеме должен был иметь 12 СЖБОТов. (так обозначено на схеме). Реально дотов получается на 2шт. больше. Укрепления в этом районе строились силами УВПС №1, затем 383-м полком стоявшим здесь на переформировании, затем сводным полком НКВД, последние укрепления были построены бойцами 773-го полка 388-й дивизии.
Для сравнения хотелось обследовать опорный пункт обороны, расположенный правее (ближе к морю) Между Карнью и Мраморной балкой. В нем тоже должно было быть 13 пулеметных и один артиллерийский дот. Обследовать этот участок удалось только относительно недавно, он находится на территории в/ч. После войны здесь была оборудована позиция мобильных ракетных установок. Обследование показало, что практически все огневые точки в данном районе являются деревоземляными. В балке были найдены большие землянки для размещения личного состава, причем расположение землянок показывает, что оборонительные сооружения в данном районе стали строить не ранее июня 1942г. Из села Флотское, идет старая (но очень добротная) дорога на плато. Если подняться по ней, то после нескольких поворотов и 1 км пути утыкаешься в ворота в/ч. недоходя до в/ч можно еще немного поискать....
А еще грунтовка ведет к 21-й батарее
Батарея, доты Караньской долины, остатки сооружений КП 1-го сектора, укрепления Балаклавской долины, все было использовано немецкими войсками, все эти сооружения носят следы штурма советскими войсками. По сообщениям комиссии, обследовавшей «немецкие» укрепления, после освобождения Севастополя, оккупанты использовали только 10% советских укреплений…, но что-то не вяжется с реальностью этот отчет. Реально, не менее 75% укреплений, построенных севастопольцами при обороне, были использованы немцами.
Но, не суть, даю еще одно фото, чтобы никто не думал, что я даю наводку на несуществующие объекты. Вот дот № 14