Найти тему

Зачем обучать ребенка иностранным языкам с рождения

Вокруг темы раннего развития детей и раннего обучения иностранным языкам, в частности, много лет не утихают споры. С одной стороны, долгий период жизни за железным занавесом, а затем отсутствие необходимости изучения языков в силу недоступности поездок за границу для большинства наших граждан привело к тому, что редко кто из них может похвастать свободным владением даже одним иностранным языком.

Вместе с тем, в ответ на растущую конкуренцию на международном рынке труда и распространение новых технологий, где господство английского языка неоспоримо, родители все чаще задумываются о необходимости обучения своих детей иностранным языкам, каждый в силу своих возможностей.

Почти в каждом районе большого города есть свой билингвальный садик, обеспеченные и звездные семьи нанимают гувернеров-носителей по примеру дворянских семей России 19 века или отправляют детей в лингвистические лагеря за границу. Вместе с тем, родители все чаще сетуют на перегруженность детей, отсутствие у них детства, коммерческую заинтересованность дошкольных образовательных учреждений, которые навязывают якобы ненужные услуги, и на непомерные амбиции родителей, которые калечат психику своих детей в попытках конкурировать между собой.

Так что все-таки стоит за ранним обучением иностранным языкам: блажь амбициозных родителей или насущная необходимость и залог успеха в современном мире? И как лучше приступить к обучению своего ребенка?

Во-первых, сразу скажу, что иностранные языки для меня всегда являлись образом жизни. Являясь профессиональным переводчиком, лингвистом и преподавателем иностранных языков, я продолжала регулярно использовать их, прежде всего, французский, будучи беременной своей дочкой. После ее рождения я постепенно стала внедрять французский язык в наше с ней общение, в повседневную жизнь. Дело в том, что у нас много друзей и достаточно общения на французском, мне хотелось, чтобы моя дочь не была выключена из коммуникативного процесса, когда откроются границы и мы снова будем путешествовать во франкоязычные страны и общаться с друзьями и их детьми. Во-вторых, мне хотелось передать ей, насколько это возможно, культурный пласт другой страны, их детские песни, книги, сказочных героев, праздники, историю и обычаи. Также, по мнению многих специалистов, раннее обучение иностранным языкам способствует развитию когнитивных способностей ребенка, а также в дальнейшем поможет легче усвоить и совершенствовать иностранные языки. Я стараюсь устраивать встречи с носителями, с французскими детьми, чтобы из игры с мамой иностранный язык превратился в практический инструмент для коммуникации.

На мой взгляд, самое важное в обучении иностранному языку на всех этапах и в любом возрасте-это регулярность. По мнению специалистов, для успешного воспитания билингва, иностранный язык должен составлять не менее 30% от всей языковой активности, причем "обучение" должно обязательно проходить в игровой форме, не должно быть классического учебного процесса с грамматикой и заучиванием лексических единиц. Сразу оговорюсь, что воспитать классического билингва у меня цели нет, так как без среды это будет сложно сделать.

Хотелось бы выделить несколько основных моментов для раннего обучения детей языкам.

Прежде всего, необходимо ориентироваться на своего ребенка, на его развитие и на свои возможности. Самое эффективное, конечно, это общение ребенка с носителем, так как дети изучают иностранный язык через имитацию и подражание, и чем больше будет погружения в правильную свободную речь, тем эффективнее будет происходить процесс изучения языка. Но, конечно же, не у всех есть возможность нанять гувернера-носителя, который целый день будет работать над созданием языковой среды для ребенка. Билингвальный садик тоже неплохое решение, особенно, если там продуманная программа и опытные воспитатели, которые смогут воссоздать языковую среду.

В некоторых случаях, и это, кстати, стало очень популярным, родители сами могут внедрять иностранный язык в жизнь ребенка, "занимаясь" с ним по чуть-чуть каждый день, это также будет мотивировать их совершенствовать собственный уровень владения языком. Я знаю много успешных примеров, где так называемые англомамы и франкомамы исключительно собственными силами вырастили искусственных билингвов, говоря целыми днями с ребенком только на иностранном для них языке. Но, конечно же, это героический труд, так как на одного человека в данном случае ложится бремя воссоздания среды, причем для этого человека все усложняется тем, что для него язык не является родным. Здесь необходим достаточно свободный уровень владения языком, очень сильная мотивация вплоть до одержимости идеей, а также достаточное количество свободного времени для общения с ребенком.

И наконец, важно не забывать о русском языке, чтобы не было перекоса в сторону иностранного, когда ребенок, живущий в русскоязычной среде, недостаточно владеет русским языком, имеет скудный лексический запас, плохо выговаривает звуки на родном языке или с ним абсолютно не читают книг на русском языке.

В конце концов, какой бы путь раннего изучения иностранного языка вы ни выбрали для своего ребенка, вы ему сделаете уникальный подарок для более успешного старта и более культурно насыщенной жизни в будущем. Для здорового ребенка с нормальными возможностями функционирования головного мозга изучение иностранного языка даст только преимущество в плане развития, интеллектуальных способностей и интеграции в международную среду.