"Никогда я это не запомню! Это невозможно! Мне два поставят!"
Когда мне ученики такое говорят, я понимаю, что ситуация уже запущена. Тяжело преодолевать то отторжение, которое сформировалось сейчас к математике в частности, да и к школьному образованию - в целом.
Глупости и предрассудки. Таблица умножения – не пытка и не наказание. Это удивительное путешествие в мир логики и игр. В школе так не происходит, соглашусь. Но сейчас каникулы, поэтому предлагаю вспомнить игровые способы усвоения этой полезной (необходимой) таблицы.
Если вы заметили, я ещё ни разу не употребила слово "выучить". Поясню. Многолетний опыт преподавания привёл меня вот к какому выводу: заучивание наизусть (зазубривание), как правило, не приносит должного результата в отношении арифметики.
Ребёнок не попугай. Ребёнок способен производить мыслительную деятельность.
Поэтому я по-прежнему призываю моих читателей научить своего школьника хорошо считать в уме. Подробнее можете вот здесь почитать, в этой статье была целая битва.
А вот термин "усвоение" как раз подойдёт. Что-то вы и без меня знаете, а что-то может пригодиться для установления дружеских отношений как с таблицей, так и с мозгом нашего школьника.
Умножение на два
Здесь нечего учить. Только складывать. Это ряд чётных чисел. Его необходимо не только знать, а и понимать, чувствовать, пропускать через себя. Без чётных чисел нам никуда не продвинуться, друзья. Поэтому в уме, друзья, в уме.
Умножение на три
Уже сложнее, но ещё возможно. Если бы не та статья, я бы способ сложения (и вычитания, разумеется, тоже) рекомендовала бы как основной. Но та статья уже была. Таких удивительных комментариев, пожалуй, больше не было нигде на канале. Ничего, я пережила.
И от своего мнения не отказалась. Да. На три – тоже складывать.
Но тут можно поиграть в ассоциации. Вы говорите: "Трижды два - шесть. Чего бывает шесть?" Моя ассоциация – суббота, шестой день недели. У вашего ребёнка может быть своя, само собой. И так далее. Это мнемонический приём запоминания. Хороший приём, полезный.
Предлагаю игру: чего бывает 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27 и 30? Пишите в комментариях свои предложения и образы для запоминания)
Умножение на четыре
Вспоминаем детство. Вот фото. На нём камни. Но это необязательно. Можно числа написать мелом на асфальте (под рукой его не было: ни мела, ни асфальта).
Школьник встаёт в круг, а вы ведёте:
– Четырежды три (четыре на три)!
Наш ученик прыгает на 12. Я уверена, вы поняли принцип. Сделаем так, чтобы можно было допрыгнуть, не очень далеко рисуем числа друг от друга. В пределах разумного. Поначалу подсказываем (подзабыли – возьмите таблицу, по ней смотрите, ничего страшного), а потом по-честному, без подсказок. Это почти как "классики", помните?
Умножение на пять
Ничего лучше, чем природа, ещё никто не придумал. Повезло с количеством пальцев на конечностях) Поочерёдно выбрасываем растопыренные пальчики левой и правой рук. И да, тоже складываем. Но там будет легко. К моменту прохождения таблицы наши школьники уже хорошо ориентируются в десятках.
Не удержусь, скажу всё-таки:
Таблица умножения необходима для того, чтобы мозг ребёнка не превратился в серое и бесформенное нечто, а был разноцветным и искрящимся, здоровым и любопытным, гибким и смекалистым. Таблица нужна для здоровой, долгой и счастливой жизни мозга вашего ребёнка.
Таблица умножения – бесплатный тренажёр для мозга.
Умножение на 6
Здесь снова пригодилось бы сложение в уме, заодно и потренировались бы как следует. Но мы же договорились, что сегодня играем, поэтому предлагаю карты. Да-да, игра в карты. Но мы назовём это "лото". Готовим 20 карточек. Можно из альбомного листа, а можно из картона. Так даже лучше будет. На первых десяти карточках пишем задания:
6х1, 6х2, 6х3 и так далее...
А на второй порции карточек будут ответы:
6, 12, 18...
Затем тянем жребий, кому какие карточки достаются: с ответами, или с вопросами. Именно так, друзья. Всё должно быть по-честному. А дальше всё просто. Положили вопрос – получили ответ. Если он верный, карточки убираются. А если неправильный – кто ошибся, забирает карточки себе. И так играем, пока все карточки не уйдут из игры. Попробуйте, очень увлекательно!
Умножение на 7. "Сколько дней? Скажи скорей!"
Тут совпадение. 7 – это неделя. Вы говорите (условно): "Через две недели мы пойдём в парк смотреть на лебедей". Длина фразы зависит от реакции ребёнка. Если он не знает, то будет считать в уме, а это одна из наших целей и есть. Дадим ученику возможность справиться самому. Потом вы произносите: "Сколько дней? Скажи скорей!"
Подвох: кто быстрее? Вы протараторите стишок, или ребёнок выкрикнет ответ? Обычно, это и есть мотивация ученика в нашей игре. Не дать вам сказать стишок. Ребята это обожают: игра, соревнование!
Поэтому цель игры озвучьте сразу – надо сказать ответ раньше, чем вы успеете произнести фразу-ключ.
Умножение на 8
Это пока секрет. Этот способ усвоения связан с двоичной системой счисления. В этой статье я рассказывала, как на пальцах рук можно досчитать не только до десяти. Так вот, в умножении на 8 как раз есть закономерность. Она хорошо видна именно на пальцах. Просто я не успела сделать видео, каюсь. Но если вам стало интересно, вы можете в ту статью пойти (там есть видео) и сами догадаться. А не захотите – я попозже все равно ролик сделаю. Этот способ не из простых, но если с ним получится, то остальные вам и не пригодятся. Уметь считать двоичной системой на пальцах рук – это и есть хорошо считать в уме.
Умножение на 9
Здесь очень легко. И способов много. Мой любимый вот:
Например, хотим умножить 7 на 9. Пишем 7, добавляем 0.
Получилось 70. Вычитаем из 70 первую цифру. Получилось 63. Это и есть 7 на 9. Ещё пример: 4Х9. 40-4 = 36
Да дело, в общем, и не в способах запоминания, а в подходе к обучению. Если ребёнку не говорить, что мы что-то учим, всегда получается лучше, чем когда мы начинаем именно учиться. Потеряла наша школа что-то очень важное, ценное что-то. А дети – эмпаты, они всё чувствуют.
А пока давайте играть, ведь каникулы! Напишите, какие способы вам подошли. Напишите, какими сами пользуетесь, чтобы одолеть эту зловредную, на первый взгляд, но такую полезную таблицу умножения. Жду вас в комментариях!
Ваши лайки – моя награда за труд😃
"Таблица умножения - как выучить? - Не надо её учить. Её надо понять"