Когда заходит разговор о самой известной роли Армен Джигарханяна, то все дружно вспоминают Карпа (Горбатого) – главаря банды из фильма «Место встречи изменить нельзя». Понятно, что Джигарханян был великолепным актёром, который сыграл множество ролей, но чаще всего говорят именно об этой. И всё же если говорить лучшей роли отрицательного героя, которую он сыграл, то таковой, по моему мнению, является роль шантажиста из шестого фильма «Следствие ведут ЗнаТоКи. Шантаж».
Тем не менее, эту роль Джигарханяна вспоминают не так уж часто. Почему? На мой взгляд, ответ очевиден – «Следствие ведут ЗнаТоКи» это несколько разных историй, поэтому его шантажист не столь заметен, в «ЗнаТоКах» слишком много разных персонажей. А вот сюжет фильма «Место встречи изменить нельзя» по сути дела вращается вокруг поимки «Чёрной кошки», поэтому роль главаря банды там более чем значительна. Но вернёмся к фильму «Следствие ведут ЗнаТоКи. Шантаж».
Всё начинается вполне банально – отбывающий срок за хищения бывший директор ресторана Кудряшов сдаёт милиции Бориса Миркина, у которого он когда-то скупал золотишко. И всё вроде бы ясно, спекулировал Миркин золотыми изделиями, набивал так сказать, карман в обход государства («Стал умнее, захотел жить богаче. Порочный круг» А. В. Прахова). Но не так прост товарищ Знаменский, он нутром чует, что дело не чисто, надо дальше копать.
И тут на сцену выходит наш герой – в Москву приезжает курьер (в исполнении А. Джигарханяна) с грузом золота для Миркина. Точнее говоря, золото он привёз для своего знакомого Чистодела, который до этого сбывал его Миркину. А поскольку Миркина арестовали, то Чистодел золото принять никак не может, поскольку является всего лишь посредником, и собственных денег в достаточном количестве у него нет. Дальше – больше. Выясняется, что у Миркина при аресте изъяли весы, на которых предположительно могли остаться следы золотого песка. Так что дело запахло совсем уже скверно. В общем, не командировка в Москву, а сплошные неприятности.
Не придумав ничего лучше, курьер решает запугать эксперта Кибрит (Э. Леждей), чтобы, значит, она нарушила служебный долг и фальсифицировала результаты экспертизы изъятых у Миркина весов. Наивный. Да нет на свете такого бандита, который бы взял на испуг Зинаиду Яновну. Экспертизу провела, как положено, и факт взвешивания на весах золотого песка подтвердила. Так что отмазать Миркина, а заодно и всю шайку от новых обвинений не получилось, зато у милиции появился словесный портрет сразу двух подозреваемых.
И вдруг удача поворачивается лицом к курьеру, то есть так ему показалось. Понимая, что Миркин и сам был промежуточным звеном, он отправляется на квартиру, где тот когда-то жил и обнаруживает там весьма занятную даму. Соседка Миркина, Антонина Валерьяновна Прахова, бабушка божий одуванчик, оказалась далеко не проста. Выяснилось, что она спекулирует золотом и спит с пистолетом под подушкой. Шучу, конечно, пистолет у неё был в книге спрятан. Ну а Миркин, разумеется, работал на неё. Вот такой интересный поворот получился.
Привезённое курьером золото Прахова соглашается оплатить, а курьер в свою очередь рассказывает ей про историю с весами. В ответ Прахова обещает отомстить Кибрит за проявленную твёрдость характера, а заодно советует убрать беднягу Чистодела, так как тот уже больше не нужен. А поскольку курьер парень отчаянный, то нетрудно догадаться, что жить Чистоделу после этого разговора оставалось недолго. Так и получилось, его труп милиция обнаружила на железнодорожных путях уже на следующее утро. Ну что, зло восторжествовало? Деньги в кармане у преступника и концы в воду? Так сказать, бандитский хэппи-энд?
Нет, конечно. Это же советский фильм, а значит, преступники должны быть наказаны. Выяснилось, что в подъезде дома, где жил Миркин, милиция установила скрытую камеру. Так что теперь у сыщиков есть не только словесный портрет, но и фотография шантажиста. После этого его задержание становится делом решённым – в Магадан он прибывает уже под конвоем. Не ушла от ответственности и коварная Прахова – с помощью металлоискателя милиционеры обнаружили у неё в комнате тайник с золотом. В общем, преступники были изобличены с помощью передовых достижений науки и техники (спектральный анализ, скрытая камера, металлоискатель).
Кому как, конечно, но в этом фильме отрицательные герои показались мне интереснее положительных. Особенно выделяется курьер-шантажист. Джигарханян сыграл свою роль просто блестяще. Прямо не злодей, а злодеище получился. Чувствуется обаяние, харизма, внутренняя сила. Да, великий был актёр. Прахова, чью роль сыграла Эмилия Мильтон, выглядит тоже очень неплохо, весьма интересный получился образ. Нет, я не утверждаю, что ЗнаТоКи были неубедительны, образы Знаменского, Томина и Кибрит тоже хороши, и всё же образ курьера показался мне более сильным и эмоционально насыщенным. Впрочем, это всего лишь моё мнение.
Теперь о нестыковках и нарушении логики. Начнём с поведения Праховой. Совершенно очевидно, что Миркин был нужен ей для того, чтобы избежать лишних контактов с ненужными людьми. То есть она не хотела иметь дело с кем попало, ей была нужна «прокладка». После ареста Миркина Прахова, как неглупая женщина, должна была вести себя максимально осторожно и избавиться от всего подозрительного (например, от пистолета, который хранила у себя в комнате).
Вместо этого она покупает золото у курьера, которого разыскивает милиция! И это при том, что сама же Прахова говорит ему про то, что он «сгорел» и его ищет милиция. А ведь если возьмут курьера, то и на неё могут выйти. Тем более что после ареста Миркина прошло совсем немного времени, так что квартира вполне могла находиться под наблюдением.
Ещё больше вопросов вызывает одна из сцен допроса Миркина. Знаменский рассуждает о его детстве и потере им матери, а также называет Миркина «вечным мальчиком на побегушках у безумной старухи». Хочется спросить, у какой ещё старухи? Ведь когда Миркин был подростком, Прахова была женщиной средних лет! И совершенно точно Прахова не выглядит безумной (если не считать упомянутого выше эпизода с покупкой золота у разыскиваемого милицией курьера), скорее уж она само воплощение здравого смысла.
Когда же Миркин стал взрослым, у него свои дела появились, на которых он и погорел. Взяли его за спекуляцию золотыми изделиями, а не за шлих. Что же касается Праховой, ну продавал он ей золото, и что с того? При чём тут «мальчик на побегушках»? И всё же, несмотря на некоторые нестыковки, фильм «Следствие ведут ЗнаТоКи. Шантаж» остаётся классикой советского детектива. Он в любом случае превосходен, а игра актёров в нём выше всяких похвал.