Найти тему
Павел Сапов

Что движет московскими элитарными архитекторами?

Будучи знакомым со многими московскими архитекторами, могу с прискорбием констатировать, что хоть они и прекрасно освоили строительное проектирование, но вот за его пределами знания о жизни часто минимальны, а в ряде случаев и вовсе стремятся к абсолютному математическому нулю. «Тепличность» сознания, свойственная московской замкнутой социальной системе, рождающей синдром «кабинетного» («капсульного») мышления, уже «подарила» нам «младореформаторов» в 90-е годы, результаты деятельности которых разгребать еще не одному поколению. Также и архитектурная специальность, будучи в столице династической и привилегированной, формирует особую модель мышления, схожую с юным правительством эпохи Ельцина, главной особенностью которой является, порой, достигающий чудовищных масштабов инфантилизм. Детское мировосприятие, мыслящее лишь категорией «Я», обильно сдобренное серьезными финансовыми потоками, часто перерастает в «сверх-Я», столь привычное для многих западных мультимиллиардеров (вспомните знаменитое трамповское обращение к народу - «я велик!»). В случае нашего человека с инфантильным сознанием большие деньги и вовсе творят пренеприятнейшие метаморфозы. Фокус в том, что по мере обогащения, окружающие начинают все больше и больше заискивать перед «пупом земли» (сказывается тяжелое наследие крепостного права), желая хоть немного поживиться на этом «празднике жизни» - обладателю уже приличного капитала начинают вручать всевозможные награды, грамоты, регалии, ученые степени, массово отдавать победы в конкурсах, включать во все существующие союзы, и даже сочинять новые специально для него! Здесь работает известный капиталистический принцип — деньги к деньгам. Естественно, пресса тоже, конечно, за определенное вознаграждение (обычно это носит форму включения богатого архитектора в так называемый «попечительский совет», дабы избежать пошлой процедуры передачи денег в конверте) начинает петь дифирамбы таланту своего спонсора, причем, даже если этого таланта нет и в помине. В конце концов, наличие таланта на каком-то этапе обогащения вообще перестает беспокоить кого бы то ни было из участников процесса — все ведь на этом очень хорошо зарабатывают.

И вот, мы имеем художественные советы, укомплектованные такими людьми. Решения, которые они принимают, на 99% продиктованы исключительно их личной финансовой целесообразностью, хотя и прикрыты громкими званиями и титулами. Однако, в результате подобной иерархической структуры мы с вами имеем на наших улицах то, что имеем — порой, просто чудовищные, абсолютно не сомасштабные окружающей застройке, непропорциональные, лишенные какого-либо художественного замысла, уродливые, но часто очень дорогие сооружения. Дополняют этот список, в ряде случаев, еще и «диковинные», и оттого безумно дорогостоящие отделочные материалы фасадов, выполненные в мрачных, угнетающих психику тонах. Вы и сами имеете возможность созерцать подобные «шедевры» на улицах нашего города ежедневно, особенно в элитарных его районах, которые буквально захватили не менее элитарные архитекторы, и борются там за каждый клочок свободной земли. Дошло уже до того, что некоторые, особенно элитарные зодчие, предлагают снести часть исторической застройки Москвы, дабы вонзить туда еще больше «элитки» собственного сочинения. Учитывая, что весьма значительная часть этой самой новоиспеченной элитной застройки в центре итак пустует (либо же приобретается в качестве материальных активов), целесообразности для города в подобном варварском подходе нет никакой. Единственная цель всего этого действа — уж простите за профессиональный бизнес-сленг, это срубить бабла. Ну и, конечно, потешить собственное эго, еще больше его раздув.

Вот что движет нашими столичными архитекторами сегодня. Конечно, все это справедливо в адрес людей, вышедших из 90-х и принявших на уровне догматов либерально-баблистскую идеологию, отрицающую какие-либо ценности, кроме денег и эгоцентризма (так называемая, западная «философия успеха»). Как мы понимаем, искать в этом уравнении мораль, нравственность, эстетику, гуманизм — пустая затея. Я уж даже не произношу таких пафосных слов как «понимание национальных интересов», «патриотизм», «знание истории и осознание роли исторического наследия» - в данном случае сие прозвучит как-то кощунственно. Деньги, деньги, и только деньги, в сочетании с собственной иллюзией величия — вот единственная мотивация, являющаяся лейтмотивом творчества этих людей. Сегодня их рвение сдерживает лишь жесткое московское законодательство.

Но справедливо ли обвинять их в этом? Пожалуй, что нет. Им просто выпало жить в тот период времени, когда не обладая серьезными знаниями в области социологии, психологии, политологии, экономики, истории, трудно отфильтровать 90% агрессивной информационной среды, несущей человеку моральную, нравственную, духовную, интеллектуальную деградацию. Для того чтобы «выставить эти фильтры», а также выработать навык получения ценной, объективной информации, нужно обладать колоссально большим объемом знаний, нежели дает высшее архитектурное образование. Несоизмеримо больше. Прибавим к этому цепкий аналитический ум, полный контроль над собственной эмоциональной сферой, развитые коммуникационные навыки, социальную мобильность, постоянно расширяемый кругозор, и вот, пожалуй, пред нами складывается образ человека, способного вести самостоятельную, осмысленную игру в современном мире, которая, в свою очередь, уже способна приносить пользу обществу, а не только обогащать одного человека. Все эти навыки нуждаются в постоянном развитии, которое, собственно, полностью блокирует взращенное «сверх-Я». Только такой человек, обладающий всем вышеперечисленным набором качеств, способен в полной мере направить свою энергию в созидательное русло для общественного блага, ибо обладание любым капиталом не сломает и не деформирует стержневую конструкцию его личности. Иными словами, его психика выдержит груз капитала без деформаций, и у такого человека не будет острой необходимости засыпать деньгами свои детские и взрослые психотравмы и комплексы, ведь именно они запускают процесс формирования «сверх-Я», как защитной или компенсаторской функции. Поэтому, как говаривал доктор Майоров — это не их вина, это их беда. Правда, в случае создаваемой этими людьми архитектуры, беда часто становится не только их, но уже и всеобщая.

Текст: Павел Сапов

Продолжение следует

Уважаемые читатели! В рамках данного формата я публикую фрагменты статей, разбивая одну большую статью на несколько. Если вас заинтересовал материал, и вы хотите прочитать продолжение или предшествующие части - заходите на мой канал, там обязательно будут следующие части и статьи целиком. Подписывайтесь, читайте, комментируйте:)