Найти тему
VIKENT.RU

Творческая атмосфера на съёмках

Секретами съёмок делится режиссёр Никита Сергеевич Михалков

Текстовая расшифровка видеоцитаты

Есть одна вещь, которая, на мой взгляд, является самой главной — атмосфера. Это не просто «правильное существование в предлагаемых обстоятельствах». Атмосфера — это вообще всё.

Сюда включается не только атмосфера в кадре или на сцене, но та, которая предшествует выходу на сцену или входу в кадр. Атмосфера — это создание некой общей температуры, общего бульона, в котором существует все то, что Вам, как режиссёру, необходимо включить и чтобы это заработало.

Уверяю Вас, это вообще самое главное. Кто не может создать атмосферу и он ее не чувствует, никогда не сумеет правильно настроить организм съемочной группы, включая актёров, в то, чтобы делать общее дело.

Вы можете прекрасно знать роль, если говорить про театр. Прекрасно чувствовать, что Вы должны играть, знать и понимать пьесу, знать автора и прочесть всё, что было в его жизни. Вы можете воссоздать в декорация эпоху, найти прекрасный реквизит... Но если нет внутренней атмосферы, общей температуры, всё это будет ложью.

И хороший актёр эту ложь будет всегда чувствовать. И зритель, который пришел не просто поглядеть, а ощущать и сопереживать. Вы не заставите его сопереживать — Вы будете говорить текст, плакать настоящими слезами, выпучивать глаза, кричать... Вы будете бесконечно темпераментны, но, если нет общей атмосферы...

Атмосферы, которая создается для того, чтобы втянуть Зрителя. Если Вы не втянете Зрителя в эту атмосферу, то он будет смотреть на Вас как на животных в цирке, где будет медведь. Смешно будет — посмеется, не смешно — не будет. Но сопереживать он не будет.

А что такое «хороший спектакль»? Когда из двух часов спектакля 20 минут (это очень много) реальное время на сцене совпадает со временем в зрительном зале. Когда ни оброненный номерок, ни проглоченная карамелька — ничего не отвлекает Зрителя, он там. На сцене прошло 3 минуты и для него прошло 3 минуты. Когда и Зритель и Актер совпадают по времени. Это может быть только в том случае, если создана правильная атмосфера.

Что это — атмосфера? Настроение? Это не момент, когда Вы играете или снимаете. Этого мало... Это не готовность к творчеству — это собранность, энергия, не атмосфера... Всё мимо.

С одной стороны, это все так, но мимо. Потому что атмосфера — общее состояние, так сказать, джазовой импровизации, которая не разделяет актеров в кадре и группу вне кадра. Когда съёмочная группа как единственный зритель у актёра, который стоит в кадре...

Актёр на сцене получает энергию из зрительного зала, если создана правильная атмосфера и он правильно работает. Запустил туда бумеранг и обратно получает энергетику, чтобы продолжать. И зритель, в этом случае, создаёт атмосферу для актера, потому что сопереживает.

У актёра в кино нет этой атмосферы, потому что нет Зрителя. У него Зритель режиссёр, который хорошо, если понимает, что он делает... Ко мне приехал Дюжев на съемки. Я спросил, где он снимается, кто режиссер. Он [задумался] — не помню как зовут, такой маленький, в кепке... Можно сказать, что эту картину смотреть не надо.

-2

Эту картину смотреть не надо, она за рамками добра и зла. Там нет того, о чем мы говорим. Атмосфера на съёмочной площадке для актёра — это когда вся съёмочная группа существует не формально, «тишина в студии, идут съёмки», а когда она сопереживает. Они убеждены в том, что от них зависит этот результат.

Если во время дубля любой человек в группе посмотрит на часы — он в группе у меня больше не работает. Потому что он отнял свою энергию, а без неё атмосферы нет. Он отнял ту энергию, которая должна питать актёра во время дубля. То внимание, которым актёр питается. Сосредоточенность, чтобы забыть, что он актёр, когда он «взлетает». Это редчайший момент, но они самые счастливые, когда актёр «взлетает».

Когда актёр в кадре и он находится в точной атмосфере, ты можешь ему тихо сказать из-за кадра «снимай штаны». И он их будет снимать, а не спрашивать «зачем, у меня нет этого в сценарии». Потому что он «летит», он существует настолько сопричастно с материалом с одной стороны, и с группой с другой стороны, что он беззащитен. И ему не нужна защита.

Для любого актёра самое главное — его защита. Актёр приходит на съёмочную площадку или в театр, выпустив все штыки, которые у него есть, как ёж. Он бережёт себя от партнёра, от режиссёра, от группы, от чужого глаза, от гримёра... Он не то, чтобы зажат — он может быть очень лёгок, говорить текст шутя и играя, но он не «взлетает». В лучшем случае — бежит, в худшем — ползёт. Или еще хуже — не знает, что делать. Как будто вкопанный по колено. Вы ему не дали возможности убрать шипы, клыки и когти. [,..]

-3

Если Вы находитесь в экспедиции неделю, две, месяц, люди устают без дома, без семьи...

Я так поступаю. На [съёмках] «Сибирского цирюльника» заключил контракт. Когда мы снимали в Москве, они все жили в гостинице, никто не ходил домой. Потому что я понимаю точно, что всё, что наработано за день, дома в разговорах, ссорах, детях — всё уйдет, завтра придётся начинать сначала. Ты теряешь 40% того, что было наработано.

Да, это казарменное положение. Но это даёт результат...

+ Ваши дополнительные возможности:

1. ЧЕК-ЛИСТ ПРОВЕРКИ: ОНЛАЙН-КУРСОВ, ОНЛАЙН-ЛЕКЦИЙ & ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИЙ

2. ОНЛАЙН-КУРСЫ: ФУНКЦИИ и УРОВНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ

3. Сегодняшний пост подготавливает Вас и к воскресной онлайн-консультации VIKENT.RU № 253 вечером 27 июня 2021 года в 19:59 (мск), где мы обсуждаем сложные вопросы, связанные с новыми творческими проектами различной тематики.

Ваша регистрация + вопросы – и чем сложнее – тем лучше, оставляются Вами на странице портала в регистрационной форме: https://vikent.ru/w0/

Использованные в статье материалы