Найти тему
Антон Волков

Неуместный европоцентризм. Почему в России мы смотрим на Запад и забываем про Восток

Нашу зацикленность на западной культуре я увидел еще, когда учился в университете. У нас в группе были студенты по обмену, среди которых были китайцы и южноамериканцы. На китайцев поглядывали косо и втайне посмеивались над их языком. На южноамериканцев смотрели уже с уважением и пытались дружественно общаться. В целом, когда в университет приезжал гость из Европы, на него смотрели с раскрытыми ртами и горящими глазами. Я никогда не понимал такого подобострастия по отношению к представителям Запада и почти презрения к народам Востока. Для меня и те, и другие были такими же людьми, как и я. Почему тогда разное отношение?

По ходу учебы я все больше замечал и европоцентричность образования. У нас был предмет на курсе - «История зарубежной литературы». Только была это исключительно история европейской и американской литературы. Ни одного восточного произведения туда включено не было. На мой вопрос, почему их нет, преподаватель просто развел руками: «Просто такой курс, и я его читаю». Поэтому у нас в стране все слышали про «Гомеру» Одиссея, однако о равном по влиянию и значимости эпосе Востока - «Путешествии на Запад» - знают лишь единицы.

Петр Первый смотрит на Запад
Петр Первый смотрит на Запад

Такое предвзятое отношение, в целом, можно понять, если заглянуть в историю. Из Европы мы заимствовали систему образования, государственность, научно-технические достижения. Петр Первый, основывая Петербург, не скрывал своей цели - украсть у европейцев как можно больше изобретений. Так и говорил: «Европа нам нужна лет на сто, а потом мы повернемся к ней задом». Без заглядывания на Европу не было бы Пушкина, не было бы наших выдающихся ученых XIX века. В этом отношении, Запад, конечно, видится светочем и очагом культуры. А Наполеон и Гитлер не в счет - так, досадные недоразумения.

А что мы видим в истории, когда смотрим на наши отношения с Востоком? Мы видим монголо-татарское иго, когда наши земли были порабощены необразованными воинственными варварами (как-то так рисуются монголы XIII века в учебниках), мы видим войну с Японией в XX веке и только иногда - какие-то позитивные контакты с Китаем. То, что взаимодействие с монголами в конечном счете нам помогло - союз Александра Невского с Ордой против крестоносцев спас Русь от завоевания - обычно забывается. Как и то, что мы с ними постепенно ассимилировались, и современные татары, например, это просто иначе названные монголы.

С Востока к нам пришли монголы
С Востока к нам пришли монголы

Иными словами, Запад имеет над собой некую ауру прогресса и цивилизации, в то время как Восток ассоциируется с чем-то недоразвитым, варварским и отсталым. Конечно, это совсем не так. К примеру, китайская цивилизация гораздо старше любой современной европейской нации и даже Римской империи. Японцы чуть помладше, но европейцам тоже фору дадут. Называть такие старые народы «тупыми», особенно учитывая их фанатичное отношение к сохранению собственной истории, просто язык не повернется. Относительное незнание и непонимание восточного взгляда на мир идет от отсутствия частых контактов. Но в чем же заключается этот восточный взгляд? Чем он отличен от западного?

Чтобы это понять, давайте вернемся к двум произведениям, о которых я упоминал выше - «Одиссее» Гомера и «Путешествию на Запад». «Одиссея» - это отличный пример западных ценностей и западной картины мира. В центре повестования яркий индивид Одиссей, который благодаря уму и ловкости преодолевает все трудности на пути. Он действует в одиночку, хотя у него есть и команда. В путешествии он встречается с недружелюбными обитателями разных земель, которые иносказательно представляют чужие для греков народы. Обычно они хотят убить или пленить Одиссея и его команду, но благодаря смекалке, храбрости или удаче, герой выпутывается из всех неурядиц и доказывает свое превосходство - превосходство индивида.

Одиссей - яркий пример героя европейской культуры
Одиссей - яркий пример героя европейской культуры

«Путешествие на Запад» - эпос китайского народа, только в центре повествования не отдельный человек, а группа персонажей: монах Сюаньцзан, царь обезьян Сунь Укун, получеловек-полусвинья Чжу Бацзе, монах Ша Сэн и белый конь-дракон, который раньше был принцем. И нет, это не завязка какого-нибудь аниме. Главного героя формально здесь нет - каждый из персонажей в «Путешествии на Запад» уникален и обладает своим неповторимым характером. И про каждого из них в книге есть пространная предыстория. Как и в «Одиссее», герои сталкиваются с монстрами и враждебными обитателями чужих земель, но преодолевают все препятствия вместе. Сам Сюанцзань едва ли бы нашел выход из ситуации, но вот его разношерстная команда всегда придет на помощь.

Герои «Путешествия на Запад» представляют коллективистские ценности Востока
Герои «Путешествия на Запад» представляют коллективистские ценности Востока

То есть, западные ценности - это больше про индивидуализм, тогда как восточные - про иерархию и умение работать в команде. Восточные ценности также более традиционны и всегда затрагивают моральный аспект. Например, вся завязка «Путешествия на Запад» строится на том, что китайское общество прогнило и погрязло в разврате, а монах Сюанцзань должен наставить его на путь истинный, принеся буддистские сутры из Индии. В той или иной форме, описанные выше посылы транслируются во всех произведениях культуры, идущих к нам с Запада и Востока. И до недавнего времени мы воспринимали только западную культуру, через их фильмы и мультики.

А вот восточный тип миропонимания только сейчас проникает в нашу культуру, в основном, через массовые каналы - я говорю про мангу, аниме и кино (особенно, корейские фильмы и сериалы сейчас популярны). От аниме, в основном отмахиваются, но именно сказочные сюжеты, черпающие вдохновение в народном фольклоре, оказывают наибольшее влияние на людей. Такие истории говорят символами и аппелируют к древней системе коллективного бессознательного в рептильном мозгу у каждого человека. Что такое рептильный мозг? Это самая старая часть мозга - та, что отвечает за размножение, стремление к иерархии и защиту своей территории. Проще говоря, рептильный мозг - это наша животная сторона.

Традиционные ценности и универсальные мифы, которыми наполнены, например, аниме-мультфильмы, постепенно знакомят растущее поколение с восточным взглядом на мир. Важность традиции, необходимость договариваться с товарищами, упор на командный дух, любовь к своей родине - важные ценности для нашего современного российского общества, в котором наблюдается перекос в сторону индивидуализма.

Полнометражный мультфильм «Клинок, рассекающий демонов» стал одним из самых кассовых фильмов года, что говорит об огромном интересе людей к аниме
Полнометражный мультфильм «Клинок, рассекающий демонов» стал одним из самых кассовых фильмов года, что говорит об огромном интересе людей к аниме

«Живи ради себя и своих удовольствий» - шепчут нам с Запада. «Неустанно развивай себя и уважай старших» - громко кричат с Востока. Очевидно, что в своих крайностях оба взгляда на мир ведут к уродливым извращениям. Идея индивида, потворствующего своим желаниям, ведет, в крайней форме, к хищническому разграблению ресурсов и деградации общества. Это мы видели на примере Гитлера и колониальных европейских держав. А что происходит при излишнем стремлении к коллективизму можно было наблюдать на примере милитаристской Японии и маоистского Китая - тот же самый крах общества, в котором нет сильных индивидов.

Также очевидно, что оба этих взгляда на мир - западный и восточный - уже содержатся в коллективном бессознательном каждого человека. Когда одно начинает перевешивать, душа начинает тосковать по другой крайности, и наоборот. В современном российском обществе весы давно склоняются в сторону разобщяющего индивидуализма. Не пора ли привнести в жизнь чуть больше традиционного Востока?

Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится» и подписаться на канал. Я пишу материалы об истории, психологии и иногда публикую рассказы из жизни.