В настоящее время Россия для освоения Арктики строит не только ледоколы, но и боевые корабли способные ходить там где не могут себе позволить ходить другие корабли.
Россия заказала два из патрульных кораблей ледового класса проекта 23550 водоизмещением 6800 тонн и длиной 114,5 м, которые больше похожи на полярные корветы, чем на что-либо другое. Минобороны России заявляет, что эти корабли будут иметь боевые возможности надводных кораблей ВМФ, а также ледоколов и буксиров, и что у этой уникальной концепции «нет аналогов в мире».
Предполагается, что эти корабли будут иметь усиленный корпус, который позволит им преодолевать лед толщиной до 1,7 м. Вооружение будет включать в себя 76,2 мм артиллерийскую установку АК-176МА в носовой части корпуса, две 30 мм шестиствольных автоматов АК-630, четыре 12,7 мм пулемета "Корд", ПЗРК «Игла»/«Верба», две контейнерные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр-К» (по 4 КР типа 3М-54, 3М-14 «Калибр») или две контейнерные пусковые установки (по 4 ПКР «Уран» Х-35У).
На кораблях есть ангар для противолодочного вертолета Ка-27. Корабль также может быстро развертывать небольшие лодки и БПЛА.
Корабли строятся на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге в рамках более крупной военно-морской стратегии закупок, которая поможет укрепить проекты России в арктическом регионе.
У российских патрульных судов ледового класса есть конкуренты, которые выполняют аналогичные задачи: в первую очередь патрульные корабли ледового класса "Свалбард" береговой охраны Норвегии, морское патрульное судно класса "Harry DeWolf" Королевского канадского военно - морского флота Канады, патрульное судно класса "Knud Rasmussen" в Королевских датских ВМС.
Главным отличием наших кораблей проекта 23550 является то, что они выступают в качестве носителей крылатых ракет, способных поражать цели за сотни км, в то время как его конкуренты используются в большей степени для локальных задач безопасности и ледового патрулирования.
Учитывая, что даже самые мощные корабли во многих частях арктической операционной среды представляют собой медлительные малоподвижные цели, а базы в этом регионе небольшие и сильно локализованы по конфигурации, это делает их очень уязвимыми для атак крылатыми ракетами.
Нацеливание на очень большие расстояния по неподвижным целям в регионе не является такой сложной проблемой, как против движущихся и маневрирующих судов, морские патрульные самолеты или даже спутниковое наблюдение может предоставить достаточно точную информацию о целеуказании, чтобы запустить противокорабельную ракету в район где находится цель. На более близких дистанциях собственный вертолет Ка-27 проекта 23550 сможет обеспечивать телеметрию наведения в реальном времени на другие суда.
Во всяком случае, российские патрульные корабли ледового класса - просто еще одно напоминание о планах страны в Арктике и о том, насколько далеко США отстают, когда дело доходит до развертывания каких-либо надежных противодействующих сил.
Главное, чтобы ракет хватило!