Найти тему
A - Gallery

Секреты изготовления ацтекской бумаги

Ацтеки производили огромное количество бумаги. Из кодекса Мендоса нам известно, что два города должны были поставлять в Теночтитлан в качестве дани 480 000 листов бумаги. Всего же в контексте бумажного производства упоминается 42 города. Следовательно, технология производства не была тайной. Тем не менее очень долгое время ученые не могли понять, из чего и как ацтеки делали свою бумагу.

Дело в том, что сразу после завоевания, испанцы запретили индейцам производить и даже хранить бумажные листы, т.к. они использовались в ритуальных практиках и имели важное сакральное значение. Вся найденная бумага и рукописи сжигались. Как итог, везде, где присутствовали европейцы, производство бумаги было прекращено.

Кодекс Уешотцинко. Колониальный период. Написан на бумаге аматль. Коллекция Library of Congress, Washington, D.C.
Кодекс Уешотцинко. Колониальный период. Написан на бумаге аматль. Коллекция Library of Congress, Washington, D.C.

Как оказалось, в более "диких" районах о запретах не слышали. Именно благодаря этому и появилось спустя 50 лет после конкисты первое описание процесса производства бумаги. Испанский натуралист Франсиско Эрнандес де Толедо в одном из отдаленных поселений стал свидетелем того, как создается аматль - индейская бумага. В своей Historia de las Plantas de Nueva Espana он пишет (здесь и далее перевод A-Gallery, Москва | www.a-gallery.ru):

Это большое дерево с листьями, похожими на лимон, с белыми цветками и плодами... почти без вкуса и запаха. Оно растет в горах Тепостлана, где часто можно видеть множество рабочих, делающих из него бумагу, которая не очень подходит для письма и рисования..., но годится для использования в качестве упаковки, применяется в празднествах, посвященных богам, для изготовления церемониальных одежд и погребальных украшений.
Обрезают только толстые ветви. Их замачивают и оставляют на ночь в ручье или в реке. На следующий день удаляют внешнюю часть коры, а внутреннюю [отделяя от ствола] размягчают ударами плоского камня, покрытого бороздками... Полученную мягкую древесину разрезают на куски, которые при повторной обработке камнями легко слипаются воедино. Полученную массу разглаживают и, в конце концов, делят на листы около двух футов (0,61 м) в длину и полутора футов (0,46 м) в ширину...

Описание Франсиско Эрнандеса не только оставляет за кадром множество деталей, но и не позволяет даже предположить, какое растение использовали для изготовления бумаги. Дело в том, что испанец в своих трудах использовал индейские названия. Кроме того, он зачастую сам путался в этих названиях, допускал орфографические, фонетические и даже ботанические ошибки.

В следующий раз европейцу удалось увидеть, как индейцы делают бумагу, лишь много лет спустя. В 1899 году американский антрополог Фредерик Старр, путешествуя по Сьерра де Пуэбло, был немало удивлен тому, что древняя технология не была утрачена. Он также отметил, что индейцы отоми используют вовсе не один сорт древесины, а четыре, но идентифицировать их из его описания по-прежнему было проблематично.

Кодекс Ботурини. Написан на бумаге аматль.  Коллекция Museo Nacional de Antropología, México.
Кодекс Ботурини. Написан на бумаге аматль. Коллекция Museo Nacional de Antropología, México.

Растения, применяемые для изготовления бумаги, смогли идентифицировать лишь в 1912 году. Немецкий ученый Рудольф Шведе провел химико-микроскопическое исследование множества образцов бумаги майя и ацтеков и пришел к выводу, что ее делали из коры деревьев семейства тутовых, а вовсе не из агавы, как предполагалось ранее. После этого определить конкретные названия деревьев было уже значительно проще.

В 1927 американский историк Дард Хантер прошел по пути Фредерика Старра и посетил поселение отоми. Он, как и его предшественник, смог увидеть процесс изготовления бумаги, который описал следующим образом:

Кору этих деревьев, используемых отоми, собирают осенью, когда она полна сока. После того, как кора хорошо просохнет, ее помещают в проточную воду, которая вымывает клейкое вещество так, что остаются только волокна. Затем их собирают и формируют связки, которые снова укладывают в ручей, где они далее очищаются. После этого их варят с золой или в воде... , в которой до этого варили кукурузу...
После промывки волокна бьют деревянными дубинами или молотками до тех пор, пока они ... не станyт мягкими. Когда полученный материал размачивают, он превращается в пасту, которую размазывают пальцами по доске тонким слоем, а затем аккуратно простукивают небольшим камнем, сцепляя волокна. В результате получается однородный лист бумаги. Затем его на доске сушат на солнце. После сушки лист легко отделяется, а сторона, соприкасавшаяся с доской, становится гладкой, почти глянцевой.

Процесс, запечатленный Хантером, во многом совпадает с тем, что описывал Франсиско Эрнандес. Вероятно, именно таким образом делали бумагу задолго до испанцев.

В настоящее время известно, что индейцы использовали и используют для создания бумаги не только растения из семейства тутовых, но и из молочаевых, а также агаву и даже завезенную в Америку испанцами крапиву.

Источники:

B. P. Reko. El Arbol del Papel en el 1nixico Antiguo. Boletín de la Sociedad Botánica de México, 1947;

Hernández, Francisco, 1571-76. Historia de la Plantas de Nueva Espana. Imprenta Univesitaria Mexico, 1943;

Starr, Frederick, 1908. In Indian Mexico: A Narrative of Travel and Labor. New York, 1978;

Victor W. Von Hagen. The Aztec and Maya Papermakers. New York, 1944.

___________________________________________

Сайт: www.a-gallery.ru

Коллекция: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

-3