Живой пример: следует человек а автомобиле. И из под впереди следующего автомобиля появляется яма. Его автомобиль попадает в яму. Согласитесь, уже неприятная ситуация. Все может быть ещё печальнее, если у автомобиля пробиты два колёса, а ещё и с подвеской непонятно что.
Дорожное покрытие должно обеспечивать безопасность дорожного движения. То есть, водитель, следующий на автомобиле с разрешённой на конкретном участке скоростью, не должен объезжать ямы и выбоины, и тем более опасаться за пробитое колесо.
Важно знать!
Требования к дорожному покрытию регламентируется Национальным стандартом Российской Федерации - ГОСТом.
На сегодняшний день актуальным ГОСТом интересующей нас области является ГОСТ Р 50597−2017 Национальный стандарт Российской Федерации «Дороги автомобильные и улицы. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ, ДОПУСТИМОМУ ПО УСЛОВИЯМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ». До него - ГОСТ Р 50597−93.
В действующем ГОСТе (Р 50597−2017) конкретных допустимых размеров выбоин и ям, как было ранее уже не регламентируется.
Обратите внимание:
- Пункт 3.1.2 ГОСТа Р 50597−93: Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
- Пункт 5.2.4 ГОСТа Р 50597−2017: Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Немного теории про интересующий нас ГОСТ.
- Разработан ГОСТ Р 50597−2017 Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации взамен ГОСТ Р 50597−93.
- Утверждён и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст.
- Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Указывая официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет, считаю необходимым отметить противоречивость представленной в нем информации. Так, статус ГОСТ Р 50597−93 на сайте обозначен как действующий. Однако в ГОСТ Р 50597−2017 прямо указано, что последний был принят взамен ГОСТ Р 50597−93.
Промежуточный итог.
При попадании в выбоину и т. п. в силу того, что в действующем ГОСТе нет предельных размеров отдельных выбоин - их необходимо прикинуть самостоятельно с учетом разумности, и опираясь на значения действовавшего ранее ГОСТ Р 50597−93 (по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см).
Немаловажно оглядеться на наличие дорожных знаков, предупреждающих участников дорожного движения о выбоинах и опасностях. Наличие таких знаков указывает на то, что дорожники знают о наличии недостатков в дорожном полотне и предпринимают меры к их устранению, а также предупреждению водителей об опасности. В данном случае водитель, попавший в яму, скорее всего будет сам виноват, что она есть.
С гостами разобрались. Теперь поговорим о последующих действиях после попадания автомобиля в выбоину.
Первый этап (фиксация события).
- Вызов сотрудников ГИБДД. Попадание автомобиля в яму, выбоину, сдвиг, пролом - это дорожно-транспортное происшествие. Для фиксации ДТП: снятие размеров ямы (выбоины), предварительной оценки повреждений автомобиля - нам нужны сотрудники ГИБДД, а также двое понятых.
- Ищем двух свидетелей (необязательно), подтверждающих событие ДТП.
- Фотофиксация. Обзорные, детальные, узловые фотоснимки.
Второй этап (сбор сведений, имеющих значение).
- Снятие видео с камер наружного наблюдения (необязательно).
- Диагностику сход-развал.
- Диагностика подвески в местах предполагаемых повреждений.
- Экспертиза с оценкой стоимости причинённого ущерба с учётом амортизации.
Третий этап (направление материалов).
- Направление претензии в организацию, отвечающую за содержание участка дороги с ямой (досудебный порядок). Ждём ответа 10 дней.
- Подготовка и направление иска в суд. При этом, неопытным участникам следовало бы обратиться за поддержкой к юристам. Юрист оценит собранные материалы и заключит: выигрышное ли дело. За дела, где материалы готовы, юристы берутся охотно, а их стоимость услуг будет оплачена ответчиком в рамках судебных издержек (если дело выигранное).
Всем удачи на дорогах!
Будущее без правового нигилизма, правовой нигилизм - без будущего!