Найти тему
sespel.com

СТП — современный метод сварки с повышенной прочностью соединительных швов. Подробнее>>>

Сварка трением с перемешиванием алюминиевых сплавов (СТП) запатентована в СССР в 1967 году.

Первые компании, использующие технологию в промышленных масштабах - Marine Aluminium и Boeing. Прорыв в авиастроении произошел, когда некоторые заклепочные соединения была заменены сварочными (с использованием СТП). При этом скорость технологического цикла выше, чем при стандартной электродуговой сварке.

Сеспель - единственная компания в России, изготавливающая оборудования для сварки трением с перемешиванием
Сеспель - единственная компания в России, изготавливающая оборудования для сварки трением с перемешиванием

В мире всего несколько компаний используют технологию СТП, одна из них – Сеспель. Сегодня разбираемся с особенностями метода, преимуществами, применением. Обо всем по порядку.

Принцип процесса

Прочное соединение двух металлов происходит за счет разогрева сварочной зоны методом трения. Основа технологии – это металлический стержень, состоящий из бурта и заплечника.

  • Выступающая часть инструмента заглубляется в заготовку, вызывая сильное нагревание в этой зоне.
  • Наплечник выполняет роль предохранителя, не давая бурту насквозь пройти через материал.
  • В зоне трения значительно увеличивается температура, металл плавится, увеличивая свою пластичность.
  • Единая масса формируется под давлением заплечника.
-2

Последний этап – это перемещение движущегося стержня вдоль зоны сварки. Бурт попутно перемешивает разгоряченную массу металла. Она, остывая, создает прочное соединение.

СТП – это постоянно развивающаяся технология. Но уже сейчас на качество сварки действуют такие параметры:

  • давление, создаваемое буртом;
  • скорость подачи головки при сварке;
  • размер головки;
  • скорость вращения бурта;
  • угол наклона инструмента;
  • усилие подачи сварочной головки.

Манипулирование этими параметрами поможет создать прочные соединения разных металлов. Например, симбиоз лития и алюминия упрощает создание объектов в аэрокосмической отрасли.

Область использования

Автомобилестроение – это сфера производства, где постоянно внедряются новые технологии. Там важно повышать прочность соединительных швов при уменьшении общей массы изделия. Поэтому часто используются новые материалы, такие как алюминий.

Например, в 2012 году в «Хонда» использовали технологию СТП для создания подрамников из смеси стали и алюминия. Стандартные технологии сварки могут прожечь лист алюминия, поэтому автомобильный бренд и использовал СТП. Кроме того, на 150-200% снижается энергопотребление, сокращаются затраты на расходники (проволока и защитные газы).

-3

Помимо автомобилестроения, СТП применяется в:

  • авиастроении – создание легких топливных баков и фюзеляжных конструкций;
  • железнодорожном отрасли– облегченные вагоны и тележки;
  • судостроении – конструктивные элементы;
  • пищевой промышленности – емкости для жидкостей (молоко, пиво, вода);
  • строительстве – изготовление мостовых пролетов, и опорных ферм из алюминия;
  • электротехнике – создание антенн и корпуса электродвигателей.

Также СТП используется для соединений свинца, из которых делают емкости для хранения радиоактивного топлива.

СТП VS стандартные методы сварки

У сварки трением с перемешиванием обрабатываемая зона нагревается постепенно, при этом основные свойства металла не меняются. Также отличия в том, что температура увеличивается только в локальной зоне, что создает качественное и прочное соединение.

При использовании стандартных методов сварки важно контролировать качество шва с помощью приборов и сканирования. При соблюдении технологического цикла СТП, вероятность дефектов минимальна, и достаточно визуального осмотра для контроля качества.

-4

Поговорим о сильных сторонах сварки трением с перемешиванием.

Преимущества

  1. Сварка без предварительной подготовки – контактная и прочие технологии требуют очищать поверхность от грязи и наплывов металла. Если условия не соблюдены, качество соединения будет низким. При использовании СТП, достаточно очистить зону обработки от явных загрязнений.
  2. Становятся доступными соединения металлов, которые нельзя обработать простым способом. Обогрев зоны сварки не нужен.
  3. Достаточно высокая прочность полученного соединения.
  4. Не нужна присадочная проволока, что снижает стоимость конечного продукта.
  5. Высокая прочность шва за счет низкого параметра зернистости.
  6. Отсутствуют поры, так как нет сильного нагрева в месте соединения.
  7. Финишная обработка шва нужна крайне редко, так как отсутствует коробление.
  8. Изделие после СТП практически сразу же готово к использованию.
  9. Отсутствуют токсичные газы и другие соединения при сварке трением с перемешиванием.
  10. Потребление энергии при использовании этой технологии снижается на 20-30%.
  11. Продолжительность технологического цикла снижена на 50%, в сравнении с другими методами.

Сварка трением с перемещением – это технология для создания прочных и устойчивых соединений, изделий с использованием разных металлов. Себестоимость конечного продукта низкая, потребление энергии при производстве снижено на четверть, продолжительность техпроцесса, следовательно, и производительность, выше на 50%.

В мире не так много предприятий, использующих СТП. Одно из таких – Сеспель.

Листайте дальше, чтобы перейти на сайт предприятия и ознакомиться с проектами и технологиями Сеспель.