Сейсмологи в Демократической Республике Конго (ДРК) все еще сообщали о землетрясениях вокруг вулкана на горе Ньирагонго через неделю после его извержения. Первоначальное извержение привело к гибели как минимум 32 человек, десятки тысяч были вынуждены покинуть этот район. Мойна Спунер из The Conversation Africa попросила ученого-геолога Паоло Папале объяснить особые условия в вулканической цепи Вирунга и то, что делает ее особенно опасной.
Гора Ньирагонго является частью вулканической цепи Вирунга и обязана своим существованием деятельности Великого Африканского разлома. Трещина постоянно расширяется и раскрывается. Через несколько десятков миллионов лет это приведет к созданию нового океана, отделяющего большую часть африканского континента от его нынешней восточной части.
Мы можем увидеть, как будет выглядеть будущее, наблюдая за современным Мадагаскаром, который когда-то был присоединен к континентальной Африке.
Своеобразное расположение горы Ньирагонго на очень активном участке Африканского разлома способствует быстрому подъему магмы (расплавленного материала) примерно на 100 км под поверхностью Земли и чрезвычайной текучести лавы. Это одна из основных причин для беспокойства, поскольку лава, текущая по верхним склонам вулкана, может быть чрезвычайно быстрой, и из нее невозможно выбраться.
Извержение 2002 было вызвано внезапным эпизодом рифтового открытия. По оценкам, 100 человек погибли и до сотен тысяч были вынуждены бежать из города Гома и из деревень на верхних склонах вулкана.
От вершины в сторону Гомы образовалось около 16 км трещин, и лава вылилась из нескольких мест вдоль нее, в том числе с окраин Гомы. Лава Ньирагонго, имеет тенденцию быть более вязкой и медленной. Она дает людям время сбежать, но её липкость также более разрушительна для зданий, на её пути.
На этот раз трещины и вентиляционные отверстия были не на такой малой высоте. Лава еще не дошла до города.
К другим опасностям, связанным с рифтингом и вулканической деятельностью в регионе, относятся:
- Землетрясения, сопровождающие эпизоды рифтинга, которые сами по себе могут нанести значительный ущерб.
- Взрывы, когда горячая лава достигает вод озера Киву, вызывая их внезапное вскипание;
- Выделение богатых углеродом газов, особенно метана, во время рифтинга и извержений, приводящих к взрывам;
- Возможность накопления богатого углеродом газа на дне озера Киву, что может вызвать опускание поверхностных вод, выделяя смертоносные газы, угрожающие Гоме.
Насколько хорошо правительство справилось? Было ли это лучше, чем в 2002 году?
До и во время извержения 2002 года обсерватория вулкана Гома отлично справлялась с небольшими ресурсами с точки зрения инструментов и средств. Несмотря на то, что на бумаге было записано только три очень старых сейсмометра, они смогли поднять тревогу о том, что вулкан вот-вот снова проснется за несколько дней до извержения 17 января.
К сожалению, политическая ситуация в то время была неблагоприятной. Руандийские вооруженные силы оккупировали этот район, и действовало местное правительство, которое имело сложные отношения с национальным правительством в Киншасе. Тревоги вулканологов остались неуслышанными. В результате сотни тысяч людей бежали через границу между Конго и Руандой, и почти столько же людей остались без крова после извержения вулкана.
Кризисом тогда управляла Организация Объединенных Наций. Через несколько дней после извержения она направила на это место первую группу международных ученых. Затем она поддерживала рассчитанную на год программу международного сотрудничества с участием конголезских вулканологов.
Извержение в 2002 году вызвало значительную международную поддержку и множество научных публикаций. Некоторые предупреждали об опасности восстановления города вдоль восточного потока лавы 2002 года, берущего начало недалеко от деревни Муниги. Они предложили меры по защите города от будущих потоков лавы.
Насколько мне известно, этому совету не последовали. Город был перестроен над потоками лавы 2002 года и увеличился в четыре раза.
В течение последних нескольких лет управление обсерваторией Гома в основном осуществлялось из Бельгии Королевским музеем Центральной Африки, Европейским центром геодинамики и сейсмологии и Национальным музеем естественной истории Люксембурга. Ранее в этом году Всемирный банк приостановил финансирование обсерватории, которая затем была вынуждена прекратить ряд мероприятий по мониторингу. Несмотря на это, обсерватория сообщила властям примерно за 10 дней, что уровень сейсмичности повышается и возможно новое извержение.
И снова, насколько мне известно, это предупреждение осталось неуслышанным.
Что нужно сделать для защиты сообществ?
Социальные и политические условия в Восточном Конго чрезвычайно тяжелые.
Тем не менее общины в Гоме и вокруг него должны быть защищены от вулкана; необходимо предотвратить гуманитарные нарушения, создаваемые сотнями тысяч бездомных; и необходимо избегать политической нестабильности после массового и неконтролируемого пересечения границы страны.
Процесс рифтинга и извержение магмы невозможно контролировать. В таких условиях следует либо переместить город, что было бы чрезвычайно сложно для города размером с Гома (который также имеет стратегическое расположение и политическую значимость), либо, по крайней мере, снизить риск до контролируемого уровня.
После извержения 2002 года мы в Национальном институте геофизики и вулканологии в Пизе, Италия, начали программу оценки опасностей и снижения рисков, связанных с вторжением лавового потока в Гому. Мы использовали численное моделирование вторжения потока лавы, чтобы определить и охарактеризовать наиболее эффективные и действенные искусственные барьеры, которые позволили бы максимизировать экранирование и защиту в городе.
Однако очевидно, что местным и национальным правительствам необходимо больше осознавать риски, связанные с тектоническими рифтами и вулканом. И обсерватория вулкана Гома должна получить ресурсы и независимость, чтобы в полной мере работать в качестве единственного авторитетного источника для местных властей и международных партнеров.
Паоло Папале - директор по исследованиям Национального института геофизики и вулканологии (INGV). Он получает финансирование от Европейской комиссии. Он также управлял фондами итальянского Департамента гражданской защиты, когда был руководителем Национальной программы по вулканической опасности. Он был частью группы ученых, отправленных в ДРК ООН после извержения в 2002 году для поддержки обсерватории вулкана Гома.