По моим постам может показаться, что либо я эдакий анархист, либо неолиберал и апологет свободного рынка. Дескать, бога нет, границ нет, одни люфты, гуляй рванина.
Это вполне естественно для первого уровня осознания того принципа, что всё относительно. Наигравшись в этот уровень, я довольно давно осознал, что относительность тоже относительна, чем сама по себе и подчиняется своему основному принципу.
Я знаю массу предпринимателей микро- и малых компаний (в частности, digital), которые изо дня в день меняют мир, создают продукты, учат этому других людей, и свято верят в идеи Айн Рэнд. Они такие непонятые лапушки, на своём горбу тянут мир в светлое будущее, а нахлебники требуют пенсий и жируют на наши налоги в Куршевеле. Убрать все налоги, сделать медицину и образование платным, и всё заколосится. Кто делает больше, тот получает больше.
Если хоть чуточку заглянуть с этого уровня на второй уровень, там очень быстро врубаешься, какой это буллшит и обман с совершенно конкретными выгодоприобретателями — глобальными владельцами капитала (и это отнюдь не пенсионные фонды сингапурских бабушек). Например, прививкой от Айн Рэнд становятся ровно три книги: «Долг» Дэвида Гребера, «Прекариат» Гая Стендинга и «Доктрина шока» Наоми Клейн. Кое-где они тоже с перегибами (особенно у Клейн), но вместе дают довольно объёмную картину. Конечно же, за вторым уровнем есть третий уровень, там четвёртый, и так далее.
Другой пример из моей профессиональной области — интернет, который в конце 90-х и первой половине нулевых был пространством полной свободы и совершенного отсутствия рамок. Сегодня вопросы регулирования интернета, странового суверенитета и воздействия на выборы, или, наоборот, принципа сетевой нейтральности, не просто обсуждаются. Они активно решаются, и это нормально. Тот факт, что нам приходится учиться не репостить мемы с главой РПЦ, тоже нормален.
Во всём, вслед за осознанием свободы, на следующем уровне следует осознание относительности свободы и важности рамок. А на следующем уровне — свободы в рамках рамок и свободы в своём праве воздействовать на рамки. А на следующем — четыре сочетания рамок и свободы, и так до бесконечности. Именно так, сбалансированно, как «инь-ян» и реализуется принцип полной относительности. Он и есть «инь-ян».
По моим постам может показаться, что либо я эдакий анархист, либо неолиберал и апологет свободного рынка
1 минута
2 июня 2021