На сегодняшний день основные операторы каршеринга имеют парки в несколько тысяч автомобилей. Да, в последнее время каршеринг для многих стал выгодной альтернативой собственному автомобилю, а для некоторых он удобнее и выгоднее такси.
Но давайте посмотрим - насколько каршеринг выгоден самим операторам?
Для того, чтобы это выяснить, я решил проверить финансовую отчетность трех крупнейших операторов каршеринга: Яндекс.Драйв, Делимобиль и BelkaCar.
Клиенты ежеминутно платят за каршеринг тысячи рублей. Но и операторам приходится нести большие расходы: лизинговые платежи за автомобиль, страховка, расходы на бензин и парковку, техническое обслуживание и ремонт, выплата заработной платы многочисленным сотрудникам, оплата налогов и т.д. На круг выходят очень внушительные суммы.
Итак.
1. Яндекс. Драйв. (ООО "Яндекс.Драйв", ИНН 7704448440, действует с 2017 года)
Уставный капитал всего 100 000 рублей.
За 2018 года выручка составила 1 129 000 000 рублей, то есть каждый день компания получала по 3 млн. рублей или 128 000 рублей в час.
А вот расходы за тот же период составили 1 940 000 000 рублей, то есть общий убыток составил 811 000 000 руб.
В 2019 году выручка "взлетела" до 7 407 000 000 рублей, то есть каждый день компания получала по 20 млн. рублей или 845 000 рублей в час.
Вот только расходы возросли еще больше - до 9 927 000 000 рублей, то есть общий убыток составил 2 520 000 000 рублей.
В 2020 году Яндекс решил присоединить убыточный "Яндекс.Драйв" к прибыльному "Яндекс.Такси" (ИНН 7704340310).
Если до этого объединения "Яндекс.Такси" в 2018 году получило 9,6 млрд.рублей общей прибыли, а в 2019 году - 17,1 млрд. рублей, то после присоединения каршерингового "Яндекс-Драйв" в 2020 году - общая прибыль упала до 15,5 млрд. рублей, то есть как минимум на 1,6 млрд.рублей.
2. Делимобиль (ООО "Каршеринг Руссия", ИНН 9705034527, действует с 2015 года)
Уставный капитал всего 10 000 рублей.
За последние 3 года Делимобилю как и Яндекс.Драйву не удалось выйти в прибыль.
Так, в 2018 году выручка составила 1 551 000 000 рублей при общих расходах в 1 913 000 00 рублей. В итоге убыток в 362 млн. рублей.
В 2019 году ситуация ухудшилась - выручка 3 982 000 000 рублей при общих расходах в 5 016 000 000 рублей. В итоге: убыток вырос до 1 034 000 000 рублей.
В 2020 году выручка выросла до 5 296 000 000 рублей, а расходы - до 6 839 000 000. Убыток составил 1 542 000 000 рублей.
3. BelkaCar (АО "Каршеринг", ИНН 7704871840, действует с 2014 года)
Уставный капитал 500 000 рублей.
Увы, и этого оператора каршеринга не миновала судьба его конкурентов.
В 2018 году выручка - 1 373 000 000 рублей, расходы - 1 600 000 000 рублей, в итоге убыток - 227 000 000 рублей.
В 2019 году выручка - 1 903 000 000 рублей, расходы - 2 865 000 000 рублей, в итоге убыток - 962 000 000 рублей
В 2020 году выручка - 1 990 000 000 рублей, расходы - 3 053 000 000 рублей, в итоге убыток - 1 062 000 000 рублей.
ЧТО В ИТОГЕ:
По итогам 2020 года три крупнейших каршеринговых оператора потеряли более 4,2 млрд. рублей. Очевидно, что с такими показателями каршеринговый бизнес еще не один год будет приносить одни убытки, оставаясь исключительно венчурным проектом "на перспективу".