Итак, это последняя история из первой части книги "МЁКОНИН". К сожалению, пока мне не удалось найти полный вариант этой книги. Может быть, это произойдёт в будущем. Но всё-таки я надеюсь, что даже эти небольшие истории помогут интересующимся понять учение Дзёдо-синсю и прочувствовать, как обретение Истинной Веры в Изначальный Обет Будды Амиды может повлиять на повседневную жизнь обычного человека.
Благодарю Аленину Марию за помощь в переводе этой книги.
Приятного и познавательного чтения!
---------------
В Уэно, провинция Ига (нынешняя префектура Миэ), жил человек по имени Нагатая Рокубэй, твёрдо веривший в Изначальный Обет Амиды. Всю свою жизнь он провёл в бедности и нищете, но ни разу не выказывал никаких переживаний по этому поводу. Всего себя он посвятил декламации Нэмбуцу, стремясь возродиться в Чистой Земле и достичь там Просветления.
Зимой первого года девиза Каньэн (1748 г.) Рокубэй принял постриг от своего буддийского учителя и взял новое имя Кёсин. Даже по достижении семидесятилетнего возраста он оставался бодрым и здоровым. Его стремление к изучению Дхармы с годами не ослабевало, поэтому всякий раз, когда устраивалось собрание по обсуждению Дхармы, он всегда присутствовал на нём, где бы оно ни происходило.
xxx
В Уэно находился храм Манпукудзи, относившийся к школе Сингон, настоятель которого читал лекции по тексту «Сутры о сетях Брахмы» и рекомендовал всем верующим мирянам возлагать на себя пять заповедей и восемь обетов воздержания. Многие последователи школы Сингон посещали этот храм, чтобы последовать словам настоятеля. Однажды один из таких прихожан подошёл к Кёсину и сказал: «Из всех учений Будды соблюдение заповедей превыше всего. Почему бы вам не посетить храм Манпукудзи и не получить пять заповедей от Достопочтенного Учителя?»
Рокубэй молча выслушал этого человека и вежливо распрощался с ним. Поскольку Рокубэй твёрдо вверил себя Изначальному Обету и был уверен в своём возрождении в Чистой Земле, у него не было никакого желания полагаться на заслуги, приобретаемые от соблюдения заповедей.
Однако прихожанин храма Манпукудзи оказался настойчив. Через некоторое время он вновь встретил Кёсина и сказал ему: «Я вижу, вы человек, который стремится к Дхарме Будды. Вот почему я призываю вас обратиться в храм за наставлениями. Сделайте это не откладывая! Если вы станете соблюдать хотя бы даже одну заповедь, ваша будущая жизнь будет прекрасной, мирной и счастливой. Так говорит Достопочтенный Учитель, и я призываю вас прислушаться к его словам!»
Не в силах больше скрывать свои истинные намерения, Кёсин сказал:
Я ценю ваше любезное предложение, но я всем сердцем предан Нэмбуцу в соответствии с Изначальным Обетом Амиды. У меня нет никаких сомнений в том, что Нэмбуцу является причиной возрождения в Чистой Земле, так как об этом свидетельствуют все Будды десяти направлений. Да, раньше я был дураком, что не следовал их указаниям. Теперь же пусть даже пять или десять учителей увещевают меня возложить на себя заповеди или обеты, я не стану этого делать. Вы зря тратите на меня своё время. Пожалуйста, не пытайтесь больше переубедить меня.
Поначалу Кёсин не хотел открыто показывать свои убеждения, но настойчивость его оппонента вынудила его сделать это. Он был малообразованным человеком, но, несмотря на это, его замечания, основанные на глубочайшей вере, произвели на меня сильное впечатление.
xxx
Зимой 2-го года девиза Каньэн (1749 г.) Кёсин заболел желтухой, которая оказалась в конце концов неизлечимой. Заболев, он стал ещё больше времени посвящать декламации Нэмбуцу, со всё возрастающей радостью благодаря Амиду за его Великое Сострадание. Отказавшись принимать лекарства, он ждал возрождения в Чистой Земле.
Я посетил его ночью 29-го числа 12-го месяца, чтобы попрощаться перед его последним путешествием, и обнаружил, что он ничего не ел уже более десяти дней. Однако он был в сознании, прекрасно всё слышал и видел. Поговорив с ним некоторое время, я подошёл к алтарю, продекламировал сутру и прочитал два отрывка из «Писем Рэннё». Пока я делал всё это, Кёсин сел на кровати и, соединив вместе ладони, слушал меня. После того, как церемония была завершена, он прослезился от радости, сказав: «Как я благодарен вам за то, что вы навестили меня! Никто из приходивших ко мне не делал этого! Я с огромной радостью слушал ваше чтение и декламацию!» После этих слов Кёсин произнёс Нэмбуцу с радостным и приподнятом настроении.
На 3-й день Нового года, зная, что время его смерти уже совсем близко, Кёсин созвал своих родных и попрощался с ними. Радуясь своему скорому отправлению в Чистую Землю, он без перерыва повторял Нэмбуцу. Около восьми часов вечера его дыхание стало затруднённым. Когда присутствовавшие спросили, не больно ли ему, он ответил: «О, да, боль сильна, но терпима. Тот, кто долго жил в Сансаре, покидая её, будет испытывать боль. Это естественно. Однако перед смертью я бы хотел в последний раз поклониться Сострадательному».
Кёсин приказал прислуге взять свиток с изображением Амиды с алтаря и повесить на стену в его спальне. Затем он сел на кровати, поклонился Амиде, сложив руки, и долго и радостно повторял Нэмбуцу.
Однако через некоторое время он, будто очнувшись, воскликнул: «Какое непочтение, что я приказал принести святой образ сюда, в спальню нечистого больного, в то время как сам должен был пойти к алтарю и там совершить последнее поклонение Амиде!» После этого он попросил слугу отнести свиток обратно к алтарю.
Нэмбуцу Кёсина становилось всё слабее и слабее, пока не затихло совсем. Его смерть наступила в час Тигра (4 часа утра), четвёртого числа первого месяца третьего года Каньэн (1750 г.), когда ему было 73 года.
xxx
В ночь смерти Кёсина произошло удивительное событие: его учителю, священнику храма Дзёрэндзи в деревне Канбэ, в третью стражу (с 3 до 5 часов утра) приснился сон, будто бы Кёсин пришёл в его храм. Он вошёл в главный зал и, повернувшись лицом к статуе Амиды, поклонился и почтительно поблагодарил его, сказав: «С безначального прошлого я пребывал в заблуждении, но теперь я раз и навсегда ухожу отсюда и отправляюсь в вашу Чистую Землю». После этого, повторив несколько раз Нэмбуцу, Кёсин смиренно умер перед статуей Амиды.
Я слышал эту историю непосредственно от священника, которому приснился этот сон. Давным-давно Кёсин из Како провинции Харима (нынешняя префектура Хёго) предсказал свою смерть Сеньё Сёнину. Подобно этому наш Кёсин предсказал свою смерть своему учителю. Несомненно, Рокубэй, когда принимал постриг, не зря выбрал себе буддийское имя Кёсин. В заключение хочется привести слова одного из учителей Дзёдо-синсю:
Произнесение «Намо Амида Буцу» — это самое благоприятное знамение, сопровождающее смерть последователя Нэмбуцу. Оно более благоприятно, чем пурпурные облака, чудесные ароматы или же изысканная музыка.