Шёл год 1921. В разгаре Гражданская война. Враги Советов рассчитывали использовать трудности, разруху и голод, вызванные этой длительной войной в нашей стране. Захватнические планы японских милитаристов не ограничивались только Монголией, а выходили далеко за её пределы. Давняя их цель – новый поход против Страны Советов. Возглавить его согласился махровый реакционер и монархист барон Унгерн.
В мае 1921 года японская разведка организовала контрреволюционный мятеж во Владивостоке и в Приморье. В результате ей удалось установить там кровавый режим белогвардейской диктатуры разбитых и беглых колчаковцев и семёновцев, изгнанных из Центральной России.
Обо всем этом Щетинкину П.Е. сообщили в штабе и политотделе Пятой армии. Его, как командира и комиссара отдельного отряда Красной Армии ,предназначенного для оказания помощи монгольскому народу в его революции, интересовало прежде всего положение в Монголии.
Согласно плану монголо-советские войска двигались в двух направлениях. Основные силы Народно-Революционной армии и несколько частей Красной Армии продвигались к столице Монголии – Урге. В юго-западном направлении по берегам рек Селенги и Джиды двигались специальный отряд под командованием Х. Чойбалсана, конный партизанский отряд во главе с П.Е. Щетинкиным и 35-й кавалерийский полк под командованием К.К. Рокоссовского. Отряды П.Е. Щетинкина и Х. Чойбалсана в мае 1921 года изгнали из Модонкуля кавалерийский полк бригады полковника Казагранди. Отряды, преследуя бригаду Казагранди, стремительно продвигались вперёд, освобождая территорию Монголии. В результате ожесточенных боев ударная унгерновская сила была разгромлена. Поражение её вызвало гнев самого барона Унгерна.
Объединенная конница барона Унгерна и генерала Резухина устремилась к Забайкалью, но и она была разбита частями Пятой армии. По пятам удиравших в Монголию унгерновских бандитов снова шел от Желтуры вверх по Джиде отряд Петра Ефимовича Щетинкина. Ожесточенный бой щетинкинцам пришлось принять в один из летних дней 1921 года в районе села Харацай, где погибло более двадцати красногвардейцев и партизан. Еще более жаркий бой произошел на Хайцаках (между Харацаем и Улекчином). Отряд П.Е. Щетинкина – «сибирского Чапаева» - свой боевой поход закончил полной победой над остатками частей барона Унгерна и взятием в плен самого барона.
…Село Харацай. Здесь на днях состоялось открытие памятника-обелиска павшим бойцам-щетинкинцам. На бетонной стене нанесен боевой путь отряда П. Е. Щетинкина: Желтура-Харацай-Цакир-Модонкуль-Нурта… Справа на стене слова: «Вечная слава воинам Пятой армии, павшим в боях за советскую власть». Перед стеной возвышается 6-метровый бетонный обелиск. На нем металлические барельефные изображения красногвардейца и партизана. Под ними читаем: «1921».
На открытие памятника собрались жители села, представители совхоза « Харацайский», учителя и учащиеся местной школы, работницы детсада со своими воспитанниками. Председатель исполкома Улекчинского сельского Совета народных депутатов А.Р. Нимаев, открыв митинг, предоставил слово заведующему отделом пропаганды и агитации районного комитета КПСС А.Д. Цыбикову. Затем выступили участники Великой Отечественной войны, ветераны труда А.Н. Шелкунов и И.А. Брянский. Все они с большой теплотой говорили о мужестве красных бойцов на заре советской власти, о наших сегодняшних достижениях, которыми мы во многом обязаны тем, чью светлую память чтим сегодня.
- Мы, молодое поколение, - сказала на митинге ученица 7 класса Катя Югова, - никогда не забудем тех, кто погиб смертью храбрых за нашу Родину, за наше счастье.
- Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,-
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел
А Родину сберег.
В заключение на митинге выступил ответственный секретарь районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Д.Б. Дашиев.
…К подножию памятника-обелиска школьники возлагают венки, а малыши местного детсада один за другим возлагают цветы. Объявляется минута молчания.
Митинг окончен. Хотя и неизвестны имена красногвардейцев, павших на харацайской земле, но в памяти благодарных потомков они будут жить вечно.
И. Поломошнов. Из материалов Мельникова И.Д.