То, что происходит в этом году с итоговой аттестацией, трудно описать без эмоций, но попробую.
С ГИА я знакома с разных сторон: как, в недавнем прошлом, мама выпускника и как уполномоченный ГЭК.
Как мама столкнулась со всеми «прелестями» предэкзаменационных натаскиваний и устрашений, хотя изначально настраивали дочь на принятие любого результата, что оценка — это не главное: репетиторы были по всем предметам, которые выбирал ребёнок для сдачи, русский и математика обязательно, по просьбе дочки. За пару месяцев до ОГЭ сходили к психологу, который сказал, что ничего страшного в постоянных разговорах дочери, что всё плохо и она ничего не сдаст. Психолог всё-таки выписал какой-то антидепрессант, после которого у дочери очень болела голова, и она пить лекарство не стала.
Результаты ОГЭ нас всё же расстроили. Была апелляция по математике, так как не хватило 1 балла до 4, а дочь была уверена в твёрдой 4-ке. На апелляции выяснилось, что компьютер неверно считал цифры в тестовой части из-за того, что ребёнок нечаянно черкнул ручкой сверху написанного, когда во время сквозняка листы полетели со стола. Все баллы пересчитали, твёрдая 4. Но сколько нервов! Нас уверяли, что никто тестовую часть не пересматривает. Ерунда! На апелляции смотрели всю работу.
Только мы обрадовались, а тут 3 по биологии. До 4 не хватало 3 баллов. На апелляцию идти бессмысленно. Дочь говорила, что попался очень трудный вариант КИМов. Но 11 человек из ее класса тоже получили 3 по биологии (считается самым трудным экзаменом до сих пор). И это профильный химбио с 7 класса! По химии, кстати, 5.
Пришлось уходить в менее элитное образовательное учреждение. Но зато там никто не запугивал ЕГЭ. ЕГЭ прошло спокойнее, дочь уже так не нервничала перед экзаменами. Но баллы всё же были ниже, чем хотелось. В итоге всё равно поступила на бюджет в один из вузов, куда и собиралась, была предпоследней в рейтинговом списке.
Впереди у меня ещё два выпускника. Надеюсь, что будет спокойнее.
Как уполномоченный ГЭК я тоже поработала и посмотрела на процедуру изнутри. К выпускникам относилась, по возможности, как к своим детям. Чего только не было: обмороки, кровь из носа, истерики. Причём астматики и диабетики, приходившие на ППЭ со своими лекарствами, сдававшие их в медпункт, ни разу ими не воспользовались на моей памяти. Детей успокаивали, с некоторыми родителями бывало сложнее. Ведь некоторые родители пугают детей расправой, если те не сдадут экзамен. Будто сдача ГИА смысл жизни ребёнка.
Телефоны проносили иногда, изымали, выгоняли с экзамена. Шпаргалки мешками выгребали из туалетов, проверяли их регулярно. Ладно бы в шпорах формулы были, а то ответы на якобы слитые варианты.
В этом году дети особо верили, что стараться не стоит, задания будут легкими, а слитые ответы верными. Некоторые верили в отмену ОГЭ до последнего, Особо по-наглому на ОГЭ раскидывали шпаргалки по туалету, а при выходе с экзамена громко хвастались друг перед другом, что всё списали. Оказалось, что списывали неверные ответы. Очень много «двоек».
Как вывод, результаты экзаменов всё же соответствуют уровню обученности конкретного ребёнка. Если обучающийся готовился, то всё должно быть в порядке. Если надеялся списать или как-нибудь отписаться, то нечего на учителей пенять.
Но баллы на экзаменах — не показатель жизненной успешности выпускника. Жизнь покажет...