Деструктивное поведение
– это отклоняющееся от общепринятых, общественных норм поведение, имеющее разрушительную направленность вовне или на самого себя.
Основные опасности девиантного поведения:
- преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство, терроризм, вандализм и др.
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
- Девиантное поведение, в том числе шок-контент – вовлечены более 630 тысяч пользователей;
- Наркомания – вовлечены более 80 тысяч пользователей;
- Нацизм – вовлечены более 48 тысяч пользователей;
- Скулшутинг – массовые расстрелы в школах – вовлечены более 18 тысяч пользователей.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ДЕСТРУКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ:
- Снижение способности самостоятельно думать и принимать решения.
- Отрицание всякой ответственности;
- Отсутствие авторитетов среди значимых взрослых;
- Выраженная симпатия подростков к антигероям, антидвижениям;
- Выраженное стремление подростков к разрушению на всех уровнях: своейпсихики, своего тела, своего окружения, вещей, идей, государства, общества, культуры, морали.
ПРИЗНАКИ:
Отклонения в поведении
- Уводит взгляд.
Подросток избегает зрительного контакта, предпочитает смотреть вниз (себе под ноги);
- Проявляет нервозность.
Признаки нервозности (чешется, без необходимости и часто поправляет волосы и одежду, кусает губы, топает ногой, чешет нос, оглядывается по сторонам).
- Проявляет навязчивое рисование.
Подросток рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу чернилами.
Социальные отклонения
- Имеет малое количество друзей, нежелание завести дружбу;
- Имеет в окружении людей со схожими признаками риска;
- Использует предметы как оружие: линейка, ручка, тяжёлые предметы;
- Проявляет жестокость к детям и животным.
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Выработать процедуры «присоединения».
Помощь подростку должна быть оказана с позиции сопровождающего (старшего товарища, наставника), а не с позиции обвиняющего и контролирующего.
Процедуры нейтрализации деструктивных намерений на разных этапах:
- Разъяснять подростку негативные последствия такого поведения, аккуратно переключить внимание на другую сферу.
- Используя имеющиеся ресурсы ребенка, приступить к поиску и осуществлению решения проблем подростка.
- Ребенок иначе психически устроен, нежели взрослый.
Взрослые, при принятий какого то решения, опираются на логику, а дети на чувства (эмоции, ощущения).
- Ответ один: вы должны хорошо понимать, какого ребенка вы хотите воспитать, каким вы хотите, чтобы он стал.
- «представление, которое мы имеем о себе, – это не продукт нашего личного творчества, это результат отношения к нам со стороны других людей».
Первое же и самое главное – это то, как мы учим ребенка относиться к самому себе. Если он живет в среде, которая постоянно оценивает его как неумного, некрасивого, бездарного, завистливого, агрессивного, плаксу и т. д., – то, поверьте, он именно таким и становится.