“Последний дом слева” - дебютный малобюджетный фильм великого Уэса Крэйвена о полоумных преступниках-садистах, сбежавших из тюрьмы и взявших в заложники двух девушек - получился шокирующим, жестоким, очень спорным по качеству, и, что самое неожиданное, коммерчески успешным.
Главный момент, который и по сей день удивляет и даже восхищает во всей истории с этим скандальным фильмом - это то, насколько здорово создателям и маркетологам удалось раскрутить эту ленту.
Постоянные напоминания зрителям о том, что это всего лишь фильм, вкупе с нападками на картину различных кинематографических комиссий сделали свое дело - теперь творение Крэйвена хотели увидеть все. Хотя бы для того, чтобы воочию убедиться, действительно ли в фильме показываются такие ужасы.
Некоторые критики после просмотра проводили параллели с другим культовым фильмом о насилии, появившемся годом ранее - “Соломенными псами” Сэма Пекинпы с Дастином Хоффманом в главной роли. Но давайте будем честны - эти картины несопоставимы ни по оригинальности задумки и концепции, ни по уровню актерской игры, ни по качеству в целом.
Другое дело, что у создателей, очевидно, и не было ни желания, ни тем более возможностей выйти за рамки эксплуатационного кино. Конечно, лента не лишена социальной проблематики - на это указывал как режиссер, так и ряд критиков, которые впоследствии и доказывали принадлежность этого фильма к числу наиболее значимых хорроров.
Создается ощущение, что картина наполнена контрастами - уродство людского поведения здесь соседствует с красотой. Причем красота здесь выражается совершенно по-разному: от места действия и атмосферы, которая сильно напоминает популярные в те годы фильмы про хиппи, и до героини, которая умирает тут не абы как, а словно Офелия в одноименной картине Джона Эверетта Милле.
Контраст создается и с помощью абсолютно разных по настроению сцен - так, сцены издевательств и погонь перемежаются здесь с абсолютным фарсом, когда нам демонстрируют шерифа и его помощника - абсолютных кретинов, бросающихся в погоню за преступником.
Кажется, что на таких несоответствиях и противоположностях картина и построена - даже музыкальное сопровождение здесь может совершенно не соответствовать настроению сцены, и во время максимального напряжения вдруг заиграет разухабистое кантри.
Смотреть эту картину сейчас или нет - вопрос, наверное, бессмысленный. Поклонники эксплуатейшна наверняка уже давным давно это сделали, а любители современного хоррора заснут минут через 25 после начала просмотра.
Хотя ознакомиться с ней, конечно же, стоит - хотя бы для того, чтобы увидеть, от чего почти 50 лет назад на ушах стояли почти все западные цензоры.