Найти тему

Я б в строители пошел...

"Быть шофером хорошо, а летчиком лучше! Я бы в летчики пошел, пусть меня научат!" Мы знаем эти строки с детского сада. Вряд ли тогда мы задумывались, что с этой проблемой мы встретимся по жизни еще не раз. Выбрать профессию школьнику и не ошибиться - трудно. Ломают головы мамы-папы, ломают головы дети. Лучше обратиться к специалисту с определенным набором знаний и практики. Среди них есть понимание рынка труда и отслеживание тенденций его развития на ближайший десяток лет, знание профессий, необходимых навыков и компетенций для занятия той или иной деятельности. У нас с вами такого арсенала знаний нет. Это доказывает статистика и дает совсем неутешительные цифры - больше половины школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии своим детям. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что модно и престижно сегодня, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его достоинства, желания и таланты.
Есть масса примеров целых семейных династий: врачей, например, а ребенок даже вида крови боится и запахи лекарств не переносит. Или династия военных, а сын - гуманитарий, пишет стихи, неспортивный, со спортзалом не дружит, в технике не "шарит". В династии юристов-правоведов дочь музыкант и пишет картины, и очень далека от международного права. Жизнь показывает, что не всегда дети могут оправдать ожидания и амбиции своих родителей и быть достойными продолжателями семейных династий. А есть и много обратных примеров.
Все по-разному относятся к выбору будущей профессии. На что же все-таки стоит обратить внимание при выборе профессии? В этом вопросе нужен особый подход. Нужно учитывать следующее:

  • Таланты и наклонности ребёнка. Создать среду, в которой ребенок сможет раскрыть таланты.
  • Чем мотивирован ребенок? что для ребёнка важнее — развитие, карьера, самореализация, престиж, доход, перспектива, популярность...
  • Образ жизни, график ( удалённый, гибкий график, работа в офисе и т.д.), переезд в другой регион или перемещения (археология, нефтедобыча, мореходство, авиа-пилотирование).
  • Рост и развитие в профессии. С повышением квалификации и расширением компетенций специалисты всегда востребованы на рынке труда.
  • Представление и знакомство с профессией. Показать ребенку ряд профессий, которые нравятся. Для этого есть мастер-классы, дни открытых дверей, экскурсии на производство и встречи со специалистами выбранной профессии.

После всего перечисленного ребёнку будет проще и лучше понять, в какой сфере ему интересно. Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — инструмент, который работает, они доступны, их много в интернете.После теста полезна консультация психолога, который выявит сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии. Система тьюторов также помогает с выбором профессии, тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы сконцентрироваться на тех предметах, которые важны.

-2

Выбор профессии - процесс непростой и длительный, дело не одного дня. Поэтому не за пару месяцев до поступления в вуз надо озаботиться этой проблемой, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал побольше о профессиях, которые интересны. Важны - профориентация и самоопределение.
1. Какие критерии важны? Карьерный рост, деньги, командировки или время с семьей.

2. Какие формы и виды деятельности ? Индивидуальная и групповая деятельность. Умственный или физический труд. Работа на перспективу.

3. Формат работы? Работать сегодня можно по-разному: компания, фриланс, свой бизнес. Вот, быть судьёй на фрилансе нельзя, а нотариусом или юрист-консультантом — можно. Учитель не работает только два дня в неделю, а репетитор — может.

4. В каких сферах и областях интересно работать? Деление на естественные и гуманитарные науки старо, как мир. Выпускнику надо понимать, что ни одна профессия не связана на 100% с каким-то конкретным школьным предметом. Ребенку может быть интересна журналистика, но он не очень любит литературу, это нормально. Он может писать тексты про математику или космос.

5. Интеграция одной профессии в другую. Концентрировать внимание на одной конкретной специальности не стоит, это ошибочно. Часто ребенок себя ограничивает еще на этапе подготовки к ЕГЭ: математику и физику учить буду, историю и географию — нет, они же мне не нужны для поступления. Но такой подход может помешать и на этапе выбора специальности, и потом, а может будет вариант поменять должность или род деятельности.

6. Как и где ребенку узнать про интересующую профессию? Только интернет, только слова одного человека, только фильм — этого мало, не вариант. Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что на все 100 захочется стать ее представителем и так, что на все 100 не захочется. Чем больше источников о профессии изучил ребенок, тем безошибочней и объективнее его выбор. Можно  попробовать поработать летом.

-3

7. Будет ли актуальна профессия, когда будет окончен вуз? Изучить рынок труда, вузовские программы и придет понимание, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.
Ошибок при выборе профессии огромное множество: "подружка Таня пошла и я пошел", "просто филиал этого пединститута у нас близко, тут за углом", "так у нас все в семье строители"...согласитесь - все это очень сомнительные аргументы для выбора профессии на всю жизнь. Если все изложенное хоть как-то убережет вас от ошибок и сделает выбор профессии осознаннее и легче, значит все не зря! Вы тоже так считаете?