В августе 2008 года на Кавказе произошли события, которые точнее всего было бы назвать «Пять дней, который потрясли мир» по аналогии с известной книгой Джона Рида. «Пятидневная война» (с 8 по 12 августа) в Южной Осетии создала новую геополитическую реальность. Российская Федерация сделала важнейший выбор в своей современной истории, четко обозначив, что эпоха двусмысленных отношений с Западом и его влияния на российскую внешнюю политику закончилась. Эта война показала, что Россия готова отстаивать силой оружия свои интересы и своих союзников на постсоветском пространстве.
Накануне
Бывший посол Грузии в Москве Эдуард Кицмаришвили на заседании парламентской комиссии по расследованию событий августа 2008 года утверждал, что Саакашвили стремился к войне, а некоторые представители грузинской власти утверждали, что США и лично президент Джордж Буш-младший поддерживают военную кампанию против непризнанной республики.
О по крайней мере провокационной роли Соединенных Штатов в подготовке к силовой акции против РЮО откровенно высказался президент Саакашвили: «США утверждали, что Россия лишь играет, и говорили, что если она пересечет черту, то это было бы большой ошибкой. Но в этом вопросе именно Запад допустил ошибку, недооценив Россию. Я думал, что Америка должна организовать сопротивление среди западных стран. У них много рычагов, чтобы остановить агрессию России. На кону престиж и репутация Америки в регионе. Репутация, которую США завоевали после ―холодной войны‖, постепенно падает. Это трагично».
Впрочем, действия США до, в ходе и после августовских событий выглядят совершенно логичными и последовательными. Они определялись, прежде всего, той ролью, которая отведена Грузии в их геополитической игре на Южном Кавказе. Конечно, это плацдарм для расширения сферы влияния США и НАТО и главный противовес региональным амбициям России.
Нападение
7 августа в 14.30 президент Грузии Михаил Саакашвили отдал приказ о начале подготовки к проведению войсковой операции против Южной Осетии. Вечером 7 августа снайперские группы спецназа МВД Грузии начали обстрелы постов МВД Южной Осетии. Грузинские миротворцы неожиданно оставили свои посты. Ушли также и наблюдатели от ОБСЕ, что доказывает их полную осведомленность, как их европейских кураторов, о предстоящей операции грузинской армии. 7 августа шел бой за высоты у сел Нули и Мугут Знаурского района, западнее Цхинвала. В ночь с 7 на 8 августа 2008 года начался массированный артобстрел югоосетинской столицы.
Перед этим в 23.45 состоялся телефонный разговор командующего смешанными силами по поддержанию мира российского генерал-майора Марата Кулахметова и начальника Штаба миротворческих операций министерства обороны Грузии генерала Мамуки Курашвили, который известил Кулахметова о начале грузинской военной операции. По некоторым данным, в этом разговоре Курашвили предложил российским миротворцам гарантии неприкосновенности в случае, если те не будут препятствовать грузинскому наступлению, но получил закономерный отказ. Рано утром 8 августа грузинские войска перешли в наступление на Цхинвал, а также к западу от него в Знаурском районе и далее к северо-западу, в направлении Зарской дороги, а также райцентра Джавы и Джавского ущелья.
Грузинское наступление осуществлялось силами трех пехотных бригад, отдельного танкового батальона, артиллерийской бригады, частей специального назначения Министерства обороны и МВД Грузии. С воздуха поддержку наступающим грузинским войскам обеспечивали штурмовики Су-25 и ударные вертолеты Ми-24 ВВС Грузии. Около половины города было захвачено, но к середине дня этот наступательный порыв стал иссякать. Неудачей закончилась и попытка войти в город со стороны северных грузинских анклавов (Тамарашени и Кехви). Бои развернулись также на юго-западной окраине Цхинвала, у села Тбет. И только к пяти-шести часам вечера в городе появились первые подразделения российских войск.
Вторая попытка
Следующую попытку захватить Цхинвал грузинские войска предприняли утром 9 августа, ей также предшествовал ночной обстрел города из тяжелых вооружений. К утру 10 августа вошедшие в республику основные силы 58-й армии и 76-й Псковской дивизии ВДВ РФ очистили Цхинвал от грузинских подразделений. Несмотря на тотальное количественное превосходство российской армии над грузинской, на поле боя противники обладали примерно равными силами — примерно 12 тысяч военнослужащих с каждой стороны. Но разница в том, российская группировка достигла этой численности лишь на конечной фазе боестолкновений, поскольку фактор времени играл против россиян — войска перебрасывались из южных регионов России по единственной Транскавказской магистрали, проходящей через Рокский тоннель под Главным Кавказским хребтом.
Югоосетинские силовые структуры были довольно малочисленны и неоднородны по своему составу, но сыграли свою сдерживающую роль с началом грузинской агрессии. Утром 9 августа президент Российской Федерации Дмитрий Медведев объявил, что российские военные «осуществляют операцию по принуждению к миру». Днем Михаил Саакашвили на заседании Национального совета безопасности заявил о том, что принято решение о введении в стране военного положения в связи с событиями в Южной Осетии. Парламент Грузии принял постановление о введении военного положения и всеобщей мобилизации.
Очевидно, грузинское командование недооценило уровень и скорость вмешательства России, а также полагалось на то, что Москве потребуется значительное время на принятие решения, тем более что в Пекине начинались Олимпийские игры. Темп операции по штурму Цхинвала был невысоким — город не был блокирован, ставка была сделана на тяжелую артиллерию и реактивные системы залпового огня (РСЗО), подкрепления для решительного штурма прибыли слишком поздно. Все грузинские попытки ворваться в Цхинвал осуществлялись недостаточными силами.
Российская армия
К пяти-шести вечера, то есть через 15 часов с начала грузинской операции «Бросок тигра», в город вошли первые подразделения российских войск. Не было выделено достаточно сил для Дзарского направления, куда уже двигались передовые российские войска.
Впрочем, именно эти колонны наступающей по Зарской дороге 19-й мотострелковой дивизии Северокавказского военного округа, а также участвующие в боях к северу от Цхинвала — в районе Тлиакана и высоты Сарабук — подразделения российских войск понесли самые существенные потери за весь период «Пятидневной войны», в первую очередь именно от действий грузинской артиллерии, огонь которой корректировался БПЛА, отрядами спецназа. Резервы были исчерпаны за два дня, российская группировка росла быстрыми темпами. Исход сражения был очевиден военно-политическому руководству Грузии. На третий день началось отступление грузинских войск, при котором было брошено значительное количество боевой техники.
Мирное соглашение
12 августа при посредничестве французской стороны был подписан предусматривающий в том числе окончательное прекращение боевых действий план Медведева-Саркози. В Абхазии, где действовала вспомогательная группировка российских войск при поддержке Черноморского флота, грузины потеряли Кодорское ущелье. Война закончилась для Тбилиси полной потерей территорий Южной Осетии и Абхазии. 26 августа 2008 года Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, с республиками были подписаны Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
Грузия немедленно разорвала дипломатические отношения с Российской Федерацией. Россия официально установила дипотношения с Абхазией и Южной Осетией. На территории республик были созданы объединенные военные базы (7-я и 4-я) Вооруженных сил РФ.
Именно августовские события в Южной Осетии и Абхазии принципиально изменили ситуацию на постсоветском пространстве, создав прецедент пересмотра межреспубликанских границ, созданных до распада СССР. Они же стали причиной приостановки расширения НАТО на восток. И хотя вопрос о членстве Грузии и Украины в НАТО не снят с повестки дня Североатлантического альянса, процесс фактически был остановлен тогда.
Кавказский фактор
Российско-грузинский конфликт, достигший своего пика в августе 2008 года, снова подтвердил и еще раз повысил политическую роль республик российского Северного Кавказа, которые вовсе не ограничились в тех событиях ролью тыла. Батальон «Восток» (сформированный из этнических чеченцев) в составе регулярных частей Российской Армии участвовал в операции против грузинских войск в Южной Осетии. В это же самое время представители адыгских этнонационалистических движений (прежде всего кабардинского) Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи были готовы послать в район конфликта своих добровольцев.
Это заставило вспомнить о грузино-абхазской войне 1992–1993 годов, когда победа Абхазии в значительной мере была обеспечена войсками Конфедерации горских народов, состоящими из представителей Северного Кавказа. На этот раз неконтролируемого участия добровольцев в конфликте не было. Общественные организации, способные объявить их призыв, показали, что не будут этого делать без согласования с федеральным центром.
Но стало очевидным и то, что «национальные» регионы Юга России по-прежнему обладают значительным потенциалом политической и военной мобилизации населения. В то же самое время Ингушетия (из-за вовлеченности в конфликт с Северной Осетией) стала единственной северокавказской республикой в составе Российской Федерации, отказавшейся принимать беженцев из Южной Осетии.
Кто начал войну?
Политическим развитием «Пятидневной войны» стала дискуссия о том, кто же ее все-таки начал — Грузия или Россия. Точку в ней поставила ООН. 30 сентября 2009 года Международная комиссия ООН по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе в августе 2008 года опубликовала детальный доклад, где, в частности, сказано следующее: «Боевые действия начались с масштабной грузинской операции против города Цхинвал и прилегающих территорий в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, которой предшествовал массированный артиллерийский обстрел. Комиссия не может считать достаточно доказанным утверждение Грузии о вторжении значительных российских сил в Южную Осетию до 8 августа. Возникает вопрос, являлось ли применение Грузией силы в Южной Осетии оправданным с точки зрения международного права? По нашему мнению, ответить на него следует отрицательно. Следующий вопрос состоит в том, являлось ли оправданным применение грузинской армией силы в отношении российских миротворцев на грузинской территории (в Южной Осетии)? Ответ опять-таки отрицательный. Не приходится сомневаться в том, что Россия имела право отразить нападение на своих миротворцев средствами, пропорциональными угрозе. Таким образом, на первом этапе конфликта применение Россией силы в целях обороны следует признать законным».
Также по теме:
Битва за Черный сад - Первая Карабахская война
Грузино-осетинский конфликт: непримиримость сторон
Грузино-абхазская война: новая реальность постсоветского Закавказья
Исчезновение Советского Закавказья
Гражданская война в постсоветской Грузии
Распад СССР. Закавказский расклад
НАТО в Грузии: инфраструктура и ее назначение
Военная промышленность Армении. Возможности и амбиции
Военная промышленность Азербайджана. Нефтяные деньги и нереализованные амбиции
Военная промышленность Грузии. Соображения престижа и равнодушие коллективного Запада