Всем привет! Меня зовут Ирина. Я работаю графическим дизайнером вот уже больше 8 лет, и сейчас созрела до того, чтобы погрузиться в теорию и истоки дизайна. У меня никогда не было какого-то глубокого теоретического погружения в эту профессию, я обучалась "в цеху", как наверно очень многие сейчас. Но постепенно пришла к выводу, что хочу изучить эту тему как можно глубже.
И начать я решила с просмотра сериала BBC. The Genius of Design. С самой первой серии. Ну а чтобы было нескучно и полезно не только мне - хочу делиться с вами конспектами от просмотра этих лекций. Ну и немножко моих мыслей в конце статьи. Поехали.
Эпизод 1.
В этой серии рассказывается о зарождении дизайна как явления. Как он появился, когда возникла потребность в нем. Что же такое дизайн.
Появление дизайна связывается с началом промышленной революции. Первыми дизайнерами стали предприниматели 18 века, которые хотели увеличить прибыль. И с помощью каких-то характеристик своих изделий выделиться среди остальных.
В фильме повествуется о вечном противостоянии товаров, сделанных вручную ремесленниками и товарами, произведенными на конвейере. Одни люди придерживаются взглядов о том, что самым важным в изделии является частичка души его творца, то есть ремесленника. И именно за этим приходят покупатели, а не за самим изделием. Изделие должно жить, у него есть своя душа. И в таком случае товары, произведенные машинами, по определению не могут быть таковыми и неизменно проигрывают в качестве. Но остается еще вопрос стоимости, где машинные изделия могут дать большую фору товарам, произведенным вручную. И этот вопрос тоже всегда стоял остро перед производителями.
В фильме принимают участие несколько современных дизайнеров разных направлений. В частности немецкий промышленный дизайнер Дитер Рамс. Вот его высказывания касательно дизайна:
- Дизайн должен быть незаметен (как английский слуга)
- Хороший дизайн изобретателен
- Дизайн облегчает использование продукта
- Хороший дизайн эстетичен
- Хороший дизайн честен
Однако показывается и другая точка зрения на дизайн. Мы слышим ее от главного дизайнера автоконцерна “Форд” Джея Мейса. По его словам, дизайн - это средство связи между брендом и клиентом, и он призван в первую очередь передать ценности бренда. Дизайн по его представлениям не аналитичен, а эмоционален. В нем важно передать эмоцию, ощущение, чувство. В автоконцерне Форд даже есть такое понятие как кинетический дизайн. И в отношении машин он означает, что в дизайне формы машины используются такие визуальные характеристики, которые создают ощущение движения даже когда машина стоит.
Запомнился эпизод про английского дизайнера текстиля Уильяме Моррисе, жившем еще в эпоху королевы Виктории. Он выступал противником применения машин при изготовлении тканей. Считал, что машина никогда не сможет создать такое же полотно, как человек. В нем не будет жизни, качества. Он даже разрабатывал специальные технологии, которые упрощали промышленное производство тканей именно людьми. И безусловно, его продукты были выше по качеству, изяществу, красоте, чем продукты машинного производства. Тем не менее он не смог добиться удешевления своих изделий хотя предпринимал много попыток.
В конце серии приводится яркая история концерна Форд. Генри Форд, выпуская свой первый автомобиль - Модель Т, даже не задумывался ни о каком дизайне. Он создал красивую технологию, которая изначально и не нуждалась ни в каком дизайне. Однако с течением времени инженеры Форд не вносившие никакие изменения и новшества в Модель Т, проиграли в долгосрочной перспективе. Общество развивалось, у клиентов появлялись специфические запросы по удобству, стилю, красоте их автомобилей, но Форд не смог предложить им ничего. Зато вовремя спохватились Дженерал Моторс и Крайслер. Они как раз таки применили дизайн к уже имеющимся механизмам и удовлетворили таким образом покупательский спрос.
Дизайн - это неотъемлемая часть культуры потребления, а именно таких этапов как производство, продажа, эксплуатация, отходы и утилизация. Дизайн - это часть эры капитализма.
Для меня просмотренный эпизод сериала дал много пищи для размышлений.В графическом дизайне для меня так же актуальна тема частички души и любви в каждой своей работе. В условиях современности с ее огромными скоростями и короткими дедлайнами весьма непросто успеть вложить частичку души в дизайн, будь то презентация или иллюстрация для веб-сайта. Но это именно то, что западает в душу клиенту. Я сейчас упускаю момент маркетинга и достижения бизнес-целей с помощью дизайна. Все это должно быть, и это очень важно. Но помимо этого хочется, чтобы твоя работа обладала своим неповторимым очарованием, которое может привнести туда только искренняя любовь автора.
Просто ❤️ Дизайн.