Найти тему

Сериал BBC. Гении дизайна. Часть 1

Всем привет! Меня зовут Ирина. Я работаю графическим дизайнером вот уже больше 8 лет, и сейчас созрела до того, чтобы погрузиться в теорию и истоки дизайна. У меня никогда не было какого-то глубокого теоретического погружения в эту профессию, я обучалась "в цеху", как наверно очень многие сейчас. Но постепенно пришла к выводу, что хочу изучить эту тему как можно глубже.

И начать я решила с просмотра сериала BBC. The Genius of Design. С самой первой серии. Ну а чтобы было нескучно и полезно не только мне - хочу делиться с вами конспектами от просмотра этих лекций. Ну и немножко моих мыслей в конце статьи. Поехали.

Эпизод 1.

В этой серии рассказывается о зарождении дизайна как явления. Как он появился, когда возникла потребность в нем. Что же такое дизайн.

Появление дизайна связывается с началом промышленной революции. Первыми дизайнерами стали предприниматели 18 века, которые хотели увеличить прибыль. И с помощью каких-то характеристик своих изделий выделиться среди остальных.

В фильме повествуется о вечном противостоянии товаров, сделанных вручную ремесленниками и товарами, произведенными на конвейере. Одни люди придерживаются взглядов о том, что самым важным в изделии является частичка души его творца, то есть ремесленника. И именно за этим приходят покупатели, а не за самим изделием. Изделие должно жить, у него есть своя душа. И в таком случае товары, произведенные машинами, по определению не могут быть таковыми и неизменно проигрывают в качестве. Но остается еще вопрос стоимости, где машинные изделия могут дать большую фору товарам, произведенным вручную. И этот вопрос тоже всегда стоял остро перед производителями.

Радиоприёмник Braun SK2, Дитер Рамс и Фриц Айхлер
Радиоприёмник Braun SK2, Дитер Рамс и Фриц Айхлер
Кресло, Чарльз Имз
Кресло, Чарльз Имз

В фильме принимают участие несколько современных дизайнеров разных направлений. В частности немецкий промышленный дизайнер Дитер Рамс. Вот его высказывания касательно дизайна:

  1. Дизайн должен быть незаметен (как английский слуга)
  2. Хороший дизайн изобретателен
  3. Дизайн облегчает использование продукта
  4. Хороший дизайн эстетичен
  5. Хороший дизайн честен

Однако показывается и другая точка зрения на дизайн. Мы слышим ее от главного дизайнера автоконцерна “Форд” Джея Мейса. По его словам, дизайн - это средство связи между брендом и клиентом, и он призван в первую очередь передать ценности бренда. Дизайн по его представлениям не аналитичен, а эмоционален. В нем важно передать эмоцию, ощущение, чувство. В автоконцерне Форд даже есть такое понятие как кинетический дизайн. И в отношении машин он означает, что в дизайне формы машины используются такие визуальные характеристики, которые создают ощущение движения даже когда машина стоит.

Запомнился эпизод про английского дизайнера текстиля Уильяме Моррисе, жившем еще в эпоху королевы Виктории. Он выступал противником применения машин при изготовлении тканей. Считал, что машина никогда не сможет создать такое же полотно, как человек. В нем не будет жизни, качества. Он даже разрабатывал специальные технологии, которые упрощали промышленное производство тканей именно людьми. И безусловно, его продукты были выше по качеству, изяществу, красоте, чем продукты машинного производства. Тем не менее он не смог добиться удешевления своих изделий хотя предпринимал много попыток.

Фрагмент гобелена «Дятел» («Woodpecker») по дизайну Уильяма Морриса, 1885
Фрагмент гобелена «Дятел» («Woodpecker») по дизайну Уильяма Морриса, 1885

В конце серии приводится яркая история концерна Форд. Генри Форд, выпуская свой первый автомобиль - Модель Т, даже не задумывался ни о каком дизайне. Он создал красивую технологию, которая изначально и не нуждалась ни в каком дизайне. Однако с течением времени инженеры Форд не вносившие никакие изменения и новшества в Модель Т, проиграли в долгосрочной перспективе. Общество развивалось, у клиентов появлялись специфические запросы по удобству, стилю, красоте их автомобилей, но Форд не смог предложить им ничего. Зато вовремя спохватились Дженерал Моторс и Крайслер. Они как раз таки применили дизайн к уже имеющимся механизмам и удовлетворили таким образом покупательский спрос.

Модель Т, Форд, 1927
Модель Т, Форд, 1927

Дизайн - это неотъемлемая часть культуры потребления, а именно таких этапов как производство, продажа, эксплуатация, отходы и утилизация. Дизайн - это часть эры капитализма.

Для меня просмотренный эпизод сериала дал много пищи для размышлений.В графическом дизайне для меня так же актуальна тема частички души и любви в каждой своей работе. В условиях современности с ее огромными скоростями и короткими дедлайнами весьма непросто успеть вложить частичку души в дизайн, будь то презентация или иллюстрация для веб-сайта. Но это именно то, что западает в душу клиенту. Я сейчас упускаю момент маркетинга и достижения бизнес-целей с помощью дизайна. Все это должно быть, и это очень важно. Но помимо этого хочется, чтобы твоя работа обладала своим неповторимым очарованием, которое может привнести туда только искренняя любовь автора.

Просто ❤️ Дизайн.